Масочный режим
Пока мы все мечтаем избавиться от масок, три молодые художницы — Алиса Горшенина, Настя Пилепчук и Полина Осипова — с их помощью исследуют национальную идентичность, ищут себя и заботятся о планете.
Алиса Горшенина
«Недавно я нашла фотографию: мы с деревенскими детьми в масках, с нарисованными веснушками и румянцем готовимся колядовать», — вспоминает 27‑летняя художница, которая родилась в уральской деревне Якшина, ее мама работала там в Доме культуры. Первые маски Алиса сделала спустя много лет после тех колядок, когда училась на художника-графика в Нижнем Тагиле. «У нас была арт-группа «Секонд-хенд»: мы сшили три маски, и этот способ выражать себя зацепил — с тех пор каждый проект сопровождает маска: за восемь лет я сделала больше ста штук, вся коллекция хранится у меня дома. Я не скрываюсь за ними — наоборот, хочу, чтобы за каждой было видно меня».
Сначала Горшенина шила маски из своих простыней, чтобы передать ощущение телесности. Затем открыла для себя капрон — тактильно приятный материал, напоминающий человеческую кожу. «Колготки в текстильной индустрии — это одноразовые пакеты, никто их не перерабатывает. Поэтому я периодически объявляю сбор старых капроновых аксессуаров у себя в социальных сетях — совмещаю приятное с полезным».
Маски Алисы невозможно взять на фотосессию, купить или заказать, например, для съемок фильма. Кроме самой Горшениной примерить их могут разве что члены семьи. Исключение художница сделала один раз — создала образы для спектакля «Приключения сапожника Петра» в «Электротеатре». «Почему я отважилась на театр? Я хотела заглянуть за кулисы, чтобы потом реализовать собственную постановку. Было тяжело видеть свои маски на актерах, а не на себе, зато я поняла, как здорово они смотрятся в движении. Я не хочу создавать работы, чтобы они бездушно висели в пространстве; сейчас я оживляю маски видео-артом, следующий шаг — перформансы».
Алиса привыкла к тотальной самостоятельности: она сама организует себе выставки, например, в родной деревне. При этом в CV художницы — участие в 3‑й Уральской индустриальной биеннале и во 2‑й Триеннале российского современного искусства в музее «Гараж». Покидать Нижний Тагил ради столицы Алиса не хочет: фотографы сами приезжают к ней из Москвы и Лондона. «Хотя иногда люди отказываются от сотрудничества, потому что я живу в провинции — стереотипы все еще живы», — удивляется Алиса.
Великан из «Твин Пикса» говорил: «Совы не те, кем кажутся» — то же самое справедливо для масок Горшениной. «О моих работах часто думают так: если у маски перекошено лицо, значит она символизирует нечто плохое. Это напоминает мне школьные годы: со мной мало кто общался из-за внешности — кудрявые волосы, например, не вписывались в стандарты красоты. Своими масками я пытаюсь показать, что надо смотреть глубже. Мои работы — как женщина с голубями из фильма «Один дома 2»: сначала пугающие, но если приглядеться — ничего страшного в них нет».