Цифровая революция: как в СССР автомобили получали индексы
Непосвященному кажется, что создатели всех этих ВАЗ-2101, АЗЛК-2141 и прочих ГАЗ-24 с МАЗ-200 при выборе наименования будто запускали руку в барабан с бочонками лото и громко выкрикивали цифру, которая впоследствии фиксировалась за новоиспеченной моделью. На самом же деле, все цифры в названиях советских машин строго подчинялись понятной системе обозначения. Это был своего рода простейший цифровой код, за которым скрывались основные параметры автомобиля.
Когда советский автопром только начинал активно развиваться, никто и не думал о введении строгих правил нумерации. Просто были легковой ГАЗ-М1 и грузовик ЯС-1. Ну и еще несколько “единичек”. Каждое автопредприятие присваивало индекс на свой вкус. Но очень быстро стало понятно, что хаос в нумерации долго продолжаться не может, и пришло время навести порядок.
В 1945 году, аккурат после окончания Великой Отечественной войны, вновь созданному Межзаводскому бюро технической документации поручили создание руководства индексации советских автомобилей, а ответственным назначили инженера ГАЗа, замначальника бюро Самуила Абрамовича Челова. Именно с его легкой руки автопром получил первую единую систему классификации - простая трехзначная система, в которой каждому советскому автозаводу отводился вполне конкретный числовой диапазон для индексов. Для Горьковского автомобильного завода это были цифры от 1 до 99, ЗиЛу досталась следующая сотня от 100 до 199, за остальными предприятиями