Чего ждут работодатели от «свитчеров» — людей, которые решили сменить работу и пошли на онлайн-курсы
Опыт рекрутера, представителей курсов, менеджера и человека, который недавно сменил профессию.
С развитием онлайн-образования получить новую профессию стало легче — это можно сделать не выходя из дома, в свободное от работы время.
В результате на рынке труда появляется все больше свитчеров — людей, которые решились кардинально поменять род деятельности. Они оставляют сферу, где им все известно и знакомо, и отправляются навстречу новым возможностям и перспективам, вооружившись полученными знаниями.
Мы расспросили экспертов о том, как правильно взаимодействовать с такими кандидатами, какие у них плюсы и минусы, на что обращать внимание на интервью. А чтобы рассмотреть эту тему со всех сторон, поговорили с фронтенд-разработчиком, который раньше был журналистом.
Вероника Ильина, Employment Manager в «Яндекс.Практикуме»
Кроме выпускников курсов, на позиции начального уровня претендуют вчерашние студенты профильных вузов, самоучки и стажеры.
По сравнению со студентами люди, которые прошли курсы, демонстрируют большую осознанность в выборе профессии. Вероятность того, что через два месяца после столкновения с реальными задачами они скажут: «Не хочу быть разработчиком, лучше стану бизнес-аналитиком» — и уйдут из компании, существенно ниже. На любых нормальных курсах эти самые задачи можно полностью распробовать. Образовательный процесс длится месяцами, есть время, чтобы понять: «Нет, это не мое» — и, например, вернуть деньги за учебу.
По сравнению с кандидатами, изучающими профессию по книгам, блогам или с каким-то одним ментором, ребята с курсов получают концентрированные знания и кругозор вместо мнения одного наставника или автора.
Наконец, расскажу о людях, которые уже стажировались в других компаниях. Обычно они в приоритете у работодателей, потому что имеют опыт работы. Однако, со слов нанимающих менеджеров, одна из причин найма джунов — их состояние «чистый лист», благодаря которому можно подстроить человека под себя. Но стажер, как губка, восторженно впитывает культуру и правила игры своей первой компании. Он приходит к вам уже с набором представлений о том, что правильно и неправильно и как должно быть.
Из моих слов кажется, будто бы ребята с курсов лучше всех. Конечно, это не всегда так: в работе с ними есть специфика, которую некоторые работодатели относят к негативным факторам.
Например, такие кандидаты отличаются амбициями и повышенным интересом к перспективам. Чаще всего это взрослые люди с финансовыми обязательствами, семьями, ипотеками. Они знают о карьерном росте, изучают доступные возможности и думают об этом заранее. Это вчерашний студент может по полтора года работать на одной и той же зарплате, уже давно став мидлом по компетенциям, и не замечать проблемы.
Люди, которые меняют жизнь и приходят в новую профессию с резким понижением дохода, более осознанны и чувствительны к дисбалансу между своими навыками и уровнем вознаграждения. — Вероника Ильина
Еще взрослых кандидатов опасаются из-за их жизненного опыта, более высоких способностей к тому, чтобы договориться или даже обхитрить кого-то — в том числе и своего начальника. Вы бы знали, как много компаний не смотрят кандидатов, которые пусть даже всего на год, но старше руководителя.
Курсы бывают разными, поэтому другой момент касается качества и глубины полученных знаний. Вот основные риски:
- Низкая квалификация команды курса — ревьюеров, наставников. Например, когда работы «на троечку» успешно проходят ревью без комментариев.
- Слабая учебная программа, которая не соответствует потребностям рынка. Допустим, все разработчики в мире используют библиотеку X, а на конкретном курсе о ней почему-то ни слова.
- Нехватка специфических знаний, которые по каким-то причинам нужны вам, но не требуются остальному рынку, а потому не входят в программу. Так, в годовой курс не особо помещается глубокая теория Computer Science, хардкорные алгоритмы или знание сетей.
- Кандидат мог заниматься списыванием. Для меня загадка, зачем отдавать за курс несколько зарплат, а потом не проходить его самостоятельно. Но часть аудитории так и делает. С другой стороны, этих ребят легко выявить по результатам тестового задания.
Чтобы защититься от рисков, обсуждайте с кандидатом на интервью:
- Что он делал сам во время учебы.
- Как решал проблемы.
- Где искал информацию.
- Помогал ли кому-то — например, отвечал на вопросы сокурсников.
- Помогал ли кто-то ему.
- Делал ли он дополнительные проекты.
- Что знает вне программы курса и чем интересуется.
- Какие планы развития строит.
- В какой компании хочет работать.
Андрей Виноградов, руководитель направления развития карьеры в Skillbox
У кандидатов, совершивших радикальную переквалификацию, есть два основных плюса: мотивация и уровень подготовки.
Например, наем недавнего выпускника вуза — рискованная инвестиция. Не исключено, он быстро поймет, что хочет чего-то другого, и уйдет. У него, как правило, имеется много возможностей на рынке и желание все попробовать.
Другое дело — люди, которые уже имели опыт в какой-то сфере, потом выучились и сменили род деятельности. Для них ставки довольно высоки: в дополнительное образование уже вложено много денег и времени. Они приходят не «пробовать» или «искать себя», а работать, закрепляться и развиваться в выбранной профессии.
Обычно уровень подготовки таких кандидатов весьма высок. Онлайн-университеты оцифровывают реальный опыт профессионалов с рынка и в доступной форме дают его ученикам. Это позволяет ребятам, которые приходят на работу после курсов, практически моментально приступать к выполнению обязанностей. Конечно, их все равно придется доучивать, но объем знаний, который нужно «добавить», существенно меньше, если сравнивать с выпускниками обычных вузов.