ЦБ назвал условия для ремонта б/у деталями по ОСАГО. Чем рискуют водители
Применение деталей от других машин при ремонте за счет страховки ОСАГО, по мнению ЦБ, допустимо только под строгим госконтролем
![346843387890808.jpg](https://cs.kiozk.ru/content/article/53m/svx/gjd/mqf516feo9yxnrmledsklpx/6ajuam.jpg?v=2&temp_url_sig=1oZxHoQHme2WxUEFa6KqsA&temp_url_expires=1738959116)
Центральный Банк России, курирующий систему автострахования ОСАГО, смягчил свою позицию по использованию бывших в употреблении автомобильных запчастей при ремонте машин по страховке. Ранее в ЦБ регулярно отклоняли предложения страховщиков об использовании б/у деталей без согласия клиентов, но теперь там признают, что готовы согласиться при соблюдении двух условий.
Как рассказали в ведомстве Autonews.ru, для этого нужно, во-первых, создать методику оценки качества таких деталей с точки зрения безопасности, а во-вторых, создать госконтроль за их оборотом для недопущения роста числа угонов машин с целью их разбора. Опрошенные эксперты и участники рынка сходятся во мнении, что такие условия избыточны и к тому же невыполнимы.
Новых автозапчастей не хватает
Сейчас использование бывших в употреблении запчастей в ремонте по ОСАГО допускается, но только при согласии на это клиента. Последний может потребовать установки обязательно новой детали, но с весны 2022 года таковые оказались в дефиците. Точнее, поставщики готовы привезти по параллельному импорту фактически любую запчасть, но сроки ее ожидания могут заметно превысить отпущенные на ремонт по закону 30 дней.
С другой стороны, дефицит новых запчастей уже привел к росту их стоимости и удорожанию ОСАГО. Так, по оценкам Росстата, полисы ОСАГО по итогам 2022 года подорожали сразу на 38,1%. При этом в Российском союзе автостраховщиков (РСА) считают, что итогам 2022 года в целом по России средняя премия по ОСАГО составила 6 793 руб. против 5 599 руб. в 2021 году (рост на 21%).
Даже с учетом возросшей цены полисов, выплат на полноценный ремонт порой не хватает, говорит член правления Союза автосервисов России Илья Плисов. В итоге сервисы отказываются от работы со страховыми по ОСАГО, а сами страховые компании стараются добиться от пострадавшего клиента согласия на денежную выплату вместо направления на ремонт.
Эта ситуация привела к обострению дискуссии о том, что решение об использовании б/у запчастей может принимать сервис самостоятельно, без согласия клиента. До сих пор Центробанк был против такой меры, однако теперь в ответе на запрос Autonews.ru регулятор подтвердил, что в целом не возражает против использования деталей от других машин при соблюдении двух вышеописанных условий. Правда, в ЦБ не смогли уточнить, кто именно должен разработать методику оценки качества запчасти и контролировать ее соблюдение. В ведомстве лишь заявили, что «контроль за соблюдением качества таких деталей вне компетенции Банка России».
![346843377441257.jpg](https://cs.kiozk.ru/content/article/53m/svx/gjd/mqf516feo9yxnrmledsklpx/kpfsu2.jpg?v=2&temp_url_sig=tbKFHKUNUCkKcWMmHjNGZw&temp_url_expires=1738959116)
Все детали машин — бэушные
Нежелание ЦБ соглашаться на использование запчастей от подержанных машин не вызыввало одобрения у участников рынка. Практически все эксперты в разговорах с Autonews.ru настаивают на том, что как только автомобиль покидает автосалон, он становится подержанным и никакой логики в том, чтобы ставить на не новую машину обязательно новую деталь не прослеживается.