Бойтесь «психических микробов»: как Владимир Бехтерев изучал внушение, разоблачал симулянтов и ставил эксперименты на собаках
Знаменитый ученый хорошо понимал опасность скрытого воздействия на «внутренние покои души»
Владимир Бехтерев — ученый, стараниями которого возникла отечественная школа психоневрологии. Он был одним из первых исследователей, серьезно заговоривших о гипнозе как способе воздействия на пациентов, а его метод изучения тонких срезов замороженного мозга заставил немецкого ученого Фридриха Копша воскликнуть: «Анатомию прекрасно знают только двое: Бог и Бехтерев».
Задача — успеть всё
Владимир Михайлович Бехтерев родился, как считается, 1 февраля (по н. ст.) 1857 года, хотя точно известна лишь дата его крещения (4 февраля). Детство будущий ученый провел в Вятской губернии — его родное село Сарали теперь называется Бехтерево и относится к Елабужскому району Татарстана. Он постоянно пытался успеть больше, чем его сверстники: в гимназию поступил сразу во второй класс, в Медико-хирургическую академию Петербурга — на полгода раньше положенного возраста.
«Не было сколько-нибудь известной популярной книги по естествознанию, которая бы не побывала в моих руках и не была проштудирована с соответствующими выписками. Нашумевшая в то время теория Дарвина была предметом самого внимательного изучения с моей стороны». Владимир Бехтерев
На последнем курсе академии Владимир Бехтерев был зачислен в санитарный отряд братьев-студентов Рыжовых и отправился на русско-турецкую войну, а после ее завершения вернулся в Петербург и начал готовиться к защите диссертации под руководством ученого-психиатра Ивана Мержеевского. Темой работы Бехтерева была температура тела человека при различных душевных заболеваниях.
В 1884 году молодого ученого отправили на стажировку в Европу. Там он познакомился с французским неврологом Жаном-Мартеном Шарко. В его клинике Владимир Бехтерев увидел пациентов, которых лечили с помощью гипноза. Новый метод заинтересовал стажера — получив несколько уроков от коллеги, он и сам принялся практиковать гипноз.
Затем Владимир Бехтерев отправился в университет Лейпцига, где его принял доктор Пауль Флексиг. После работы с ним русский ученый написал монографию о проводящих путях спинного и головного мозга.
Доктор и писатель
Вернувшись в Россию в 1885 году, Владимир Бехтерев стал преподавать на кафедре психиатрии Казанского университета. Тогда же он встретился с продавцом булок Алексеем Пешковым. Юноша, которого мы знаем как Максима Горького, посещал лекции, которые Бехтерев читал в местной лечебнице по субботам. Продав свой товар голодным студентам, он присаживался возле аудитории и через приоткрытую дверь наблюдал за происходящим (поступить в Казанский университет годом ранее Горькому не удалось).
Одна из лекций Владимира Бехтерева особенно запомнилась Горькому. Ученый привел в аудиторию «наглядное пособие» — человека, страдающего манией величия. Когда больной появился в помещении, его внешний вид вызвал у будущего писателя усмешку: белая мешковатая одежда, на голове — нелепый колпак. Однако потом, вспоминал Горький, пациент, замешкавшийся в дверях, «взглянул в лицо мне, и я отскочил, — как будто он ударил в сердце мое черным, но огненным острием своего взгляда <…> казалось, что всё его тело неестественно вытягивается, бесконечно растет, что темной рукою он, не сходя с места, схватит за горло».
Под впечатлением от увиденного Горький даже написал стихи, но спустя много лет сам Владимир Бехтерев развеял тот романтически-зловещий образ, сложившийся у молодого литератора. Комментируя воспоминания писателя, который посетил его в 1926 году, Бехтерев заметил, что самые страшные картины всегда складываются у нас в голове. Оказалось, что и больной не был в состоянии причинить окружающим вреда, и одеяние на нем было вовсе не такое, как описывал Горький — колпаков пациенты не носили. В заочном споре с писателем Бехтерев оседлал своего любимого конька — тему внушения и самовнушения…