Бизнес-клубы за одним столом. Как деловые сообщества начали дружить между собой и встали под парус
Сегодня рынок бизнес-клубов в России развивается, формулируя новый запрос на межклубное общение. Сформированные по своим принципам, сообщества тем не менее интересны друг другу. Амбициозную задачу объединять и сотрудничать уже поставил Московской Столичный клуб (МСК). Он предлагает не только свою резиденцию в “Центральном доме литераторов” как площадку для деловых клубов, но и создает цифровую клубную экосистему — мобильное приложение, внутри которого клубы могут создавать онлайн-активности и взаимодействовать между собой.
Основатели и партнёры крупных деловых клубов России — Рубен Варданян, Борис Болтянский, Максим Петрюк и Михаил Воронин — о том, что общего у бизнеса и парусного спорта, почему важно создавать новые сообщества и как они влияют на деловой климат страны и успех предпринимателей.
“Я придумал себе новую должность — chief connector, главный по объединению”: Рубен Варданян о том, почему важно создавать новые сообщества
Рубен Варданян — один из самых публичных и открытых представителей делового сообщества в России. Уже 30 лет он берется за проекты, объединяющие людей из разных сфер и с разным бэкграундом, и выступает катализатором социально-экономических изменений. Бизнес-школа “Сколково”, международная школа UWC Dilijan, стипендиальная программа “Выше мечты”, программы развития туризма и территорий, а также сохранения культурного и духовного наследия в Армении и за её пределами, Гуманитарная инициатива “Аврора”, Фонд науки и технологий Армении (FAST), проекты, связанные с развитием традиций преемственности и наследия, профессионализацией благотворительности, такие как Phoenix Advisors и Philin Philgood, экспериментальное пространство Noôdome и бизнес-клуб “Атланты” — вот некоторые из проектов, которые он делает вместе с партнерами. Его международный опыт и широкие взгляды помогают развивать бизнес-клубы в России.
Вы относитесь к первому поколению предпринимателей в России. Как тогда обстояли дела с бизнес-клубами?
В 90-е уже существовали деловые клубы наравне с банями — популярным среди российских бизнесменов и политиков форматом досуга для решения вопросов. Например, клуб Березовского “ЛогоВАЗ” был одним из самых желанных мест, куда стремились попасть. Или “Монолит”. И еще много других. Но все они в основном были закрытыми, лоббистскими, связанными с государством, и участвовали в формировании элит.
В отечественной инвестиционно-банковской индустрии (Варданян — бывший руководитель и основной партнер инвестиционной компании “Тройка Диалог” с 1992 по 2012 год) все сделки делались тогда на честном слове. Если кто-то не выполнил своих обязательств, отказался от устной сделки, с ним больше не имели дел. Поэтому можно сказать, что у нас образовался свой “клуб” вокруг фондовой биржи RTS и НАУФОР (Национальной ассоциации участников фондового рынка). Пытались воссоздать и английские клубы. Однако их культура не была естественной для только что распавшегося Советского Союза. Все только начиналось. Нужно было созреть и вырасти.
Сегодня клубы стали демократичнее?
Они стали просто разнообразнее. В 2000-е появилось больше людей в бизнесе. Стало легче работать. Начали открываться клубы по интересам, например связанные с технологическим бизнесом, стартапами и ориентированные на людей, а не только на государство. Я тогда привлек в нашу страну YPO (Young Presidents’ Organization), международный клуб для малого и среднего бизнеса, открыв его отделение в России.
Бизнес-клубы влияют на саму культуру бизнеса в России?
Пока бизнес-клубы в России еще малочисленны. Их культура только начинает формироваться, но эти идеи становятся все популярней. Что такое бизнес-клуб? Его понятие сильно размылось. Это место, где обсуждают сделки, презентуют проекты потенциальным инвесторам и партнерам? В наше сообщество Noôdome помимо бизнесменов входят архитекторы, художники, философы, инженеры. Это бизнес-клуб? Что это или кто это? Я уверен, что кто важнее, чем что, что важнее, чем как, и как важнее, чем где. У всех у нас разные подходы, но кто эти люди в твоем сообществе — это самое важное. Я инвестирую в сообщества. Они по-другому формируются, внутри них иначе принимаются решения, выстраивается коммуникация. Не просто собрались и поговорили — это сложный организм, не до конца еще изученный.
Noôdome — новый проект Рубена Варданяна и его жены Вероники Зонабенд. Экспериментальное пространство расположено в бизнес-центре “Романов Двор” и позиционирует себя как платформу для диалога и интеграции прогрессивных идей, людей и проектов из сфер бизнеса, культуры, образования, науки и технологий.
Почему вы решили присоединиться к бизнес-клубу “Атланты”?
У “Атлантов” есть четкое позиционирование: это российский средний бизнес, это формат форум-групп, о котором я знаю по YPO, это Михаил Воронин, чью инициативу я хотел поддержать.
Вы много учились в разных международных бизнес-школах и стали инициатором создания бизнес-школы “Сколково». По-вашему, образование в любом формате — это важная часть деятельности клуба?
Мне кажется, это одна из ключевых вещей. В клуб приходят, чтобы выстроить новые отношения, понять, кто ты, и получить новые знания.