Без вины виноватые: почему учителя становятся объектами травли со стороны подростков
Многие во время учебы в школе становились свидетелями травли в отношении учителей. Со временем она никуда не делась — только к выкрикиванию прозвищ, высыпанию мусора посреди класса (а то и на самого педагога) и срыву занятий прибавились оскорбительные комментарии в соцсетях, злые сообщения и даже шантаж конфиденциальной информацией. С чем связана такая агрессия у подростков? И как правильнее на нее реагировать учителю?
Почему подростки травят учителей
«Большинство конфликтов между учителем и учениками возникает, когда последние находятся в подростковом возрасте. И это объяснимо: у них меняются физиология, психика, они переживают самый тяжелый кризис в своей жизни. Прежде чем принимать на свой счет претензии подростков и обижаться на них, педагогу лучше всего вспомнить о том, что подростки — это отягощенные своими гормональными изменениями люди, и дело тут чаще не в учителе, а именно в них: они не в состоянии управлять собой», — отмечает Дмитрий Фадеев, преподаватель Гуманитарного института РосНОУ, практикующий психолог, когнитивный психолог в образовании и управлении.
Каждый подросток, как он утверждает, это «пороховая бочка», поэтому ни в коем случае нельзя создавать ситуации, которые могут показаться ему несправедливыми, — например, ставить двойку в журнал по математике за плохое поведение. Если учитель собирается применить какие-то взыскания, наказания и меры, он должен сначала доступно объяснить ученикам, почему он так поступает.
Важно заранее и по нескольку раз проговаривать правила отношений между педагогом и детьми
Эти правила должны быть прозрачными и нерушимыми, особенно со стороны учителя. Подростки уважают последовательность (сказано — сделано, создали правила — правил придерживаются все, без отклонений и исключений) и не любят тех учителей, кто сам нарушает придуманные им же правила, у кого есть «любимчики», «мальчики для битья» и «козлы отпущения».
При этом поводом для буллинга может стать не только несправедливость, но и беспомощность педагога — особенно когда он «новенький» в школе. Как быть в такой ситуации?
«В любой ситуации конфликта учитель ни в коем случае не должен пытаться отстраниться от подростков, демонстрируя свою педагогическую авторитарность или, наоборот, впадая в позицию жертвы и обижаясь, — утверждает психолог. — Каждому педагогу, который работает в средней или старшей школе, нужно натренировать себя не впадать в позицию „угнетенного“. Как только учитель дает слабину и сам себя начинает чувствовать жалким, сам себя начинает мысленно ставить ниже учеников по финансовому или еще какому-либо положению, он формирует внутреннюю готовность к издевательствам. Подростки чувствуют, кто готов дать или уже дал слабину».
Еще одна из причин для агрессии в сторону педагога — это ощущение собственной бесполезности, с которым сталкиваются многие подростки
«Когда ученик чувствует свое отставание от сверстников, он изо всех сил, любыми методами и средствами стремится компенсировать эту несправедливость. И если учитель демонстративно укажет ему на глупость или оплошность перед одноклассниками, начнет его публично распекать или позорить, желая добиться улучшения поведения, то он, и без того агрессивный из-за гормонов, сразу начнет остро реагировать. Или, наоборот, затаит злобу и будет пытаться разрешить ситуацию неподобающим поведением, срывом уроков, обвинениями учителя.