Без царя в голове. Как беспилотные автомобили перекраивают реальность
Мир все ближе подходит к черте, когда понятие «водитель-профессионал» уйдет в прошлое, а их место займет искусственный интеллект. Каких удобств ждать от новой технологии и почему вашу судьбу будет решать бездушный алгоритм — в материале Forbes Life
Все автомобили можно классифицировать по уровню автоматизации — это шкала «автономности» автомобиля от 0 до 5. Нулевой уровень не подразумевает никакой автоматизации процесса управления, к первому уровню относятся большинство автомобилей на улицах — за счет одной из функций автоматизации (например, адаптивного круиз-контроля).
На втором уровне речь идет о частичной способности алгоритмов и оборудования обеспечивать движение по дороге. Это уже реальность — например, в виде систем Autopilot на автомобилях Tesla или Super Cruise у Cadillac. Впрочем, водитель должен постоянно находиться за рулем, чтобы в любой момент вмешаться, если что-то пошло не так: пренебрежение правилами безопасности уже становилось причинами ДТП.
Машины, относящиеся к третьему уровню — это уже условно самоуправляемые авто. Они могут самостоятельно принимать решения на дороге (например, обогнать другого участника движения) и в целом «ориентироваться» в простых дорожных ситуациях за счет того, что обладают продвинутой системой контроля окружения. Водитель может полностью отвлечься от процесса управления до тех пор, пока машина не подаст ему сигнал взять управление на себя. Но происходить это будет довольно часто.
Четвертый уровень — это, по сути, автономное авто, вмешательства человека в работу которого необходимо только в исключительных случаях. Такая машина оставляет скорее опцию сесть за руль. Примечательно, что сервисы такси ориентируются сразу на 4-й уровень — в такие автомобили можно садиться, не имея прав и не умея управлять транспортным средством.
Пятый уровень предполагает полную и безоговорочную автономность. Такое транспортное средство способно доставить пассажира или груз из точки А в точку В независимо от любых погодных условий, положения дел на дороге или прочихобстоятельств. Авто последнего уровня не будет нуждаться даже в рулевом управлении.
Но это дело будущего. Сейчас же мы можем говорить только о функциях автопилота (ADAS 2). Проблемы на пути к полной автономии носят как технический, так и этический характер. Ведущие мировые бренды активно ведут работы над созданием надежного самоуправляемого автомобиля, но это сложный процесс, требующий огромных финансовых и человеческих ресурсов.
Разработки технологии беспилотных автомобилей в том или ином виде активно ведут как традиционные игроки отрасли в виде Ford, GMC, Mercedes-Benz, Tesla, или, внезапно, КАМАЗ, так и относительно новые на рынке компании, ассоциирующиеся скорее с IT — Waymo (дочка холдинга Alphabet, владеющая Google), Uber, «Яндекс» и т.д. Кстати, чаще всего в контексте беспилотных авто, речь идет о легковых автомобилях, но не стоит забывать о грузовых перевозках — проектов по этой части не меньше.