Бесполезные инвестиции. Почему новый мост или дорога могут навредить экономике
Вложения в транспортную инфраструктуру многие считают фактором ускорения экономики. Однако опыт Малайзии, Костра-Рики и Марокко показывает, что надежда на этот драйвер не всегда оправдана
Вложения в транспортную инфраструктуру рассматриваются подавляющим большинством отраслевых экспертов и госслужащих как самостоятельный фактор ускорения экономического роста. Согласно опросу EY, 81% респондентов считают, что инфраструктурные инвестиции способны подстегнуть рост ВВП.
Однако массированные инфраструктурные вложения кажутся сомнительным рецептом экономического ускорения. Для того, чтобы разобраться, почему это так, обратимся к историям успешных проектов в трех экономиках — Малайзии, Коста-Рике и Марокко.
Чтобы создать экспортный сектор электроники, правительство Малайзии в 1970-1980-х годах сделало несколько шагов: привлекло деньги иностранных инвесторов в создание предприятий по сборке устройств для международных корпораций, вложило собственные средства в несколько инфраструктурных объектов и сформировало частно-государственные партнерства для формирования программ по профессиональному образованию.
В начале 1970-х годов корпорация развития Penang Development Corporation (PDC) реализовала несколько инфраструктурных проектов на территории международного аэропорта Пенанг. Сначала малайзийским властям удалось договориться с международными компаниями об организации лишь сборочных производств в этом районе. А позднее, в конце 1980-х, компании Hewlett-Packard, Intel и Motorolla объединили усилия с PDC и создали Центр развития профессиональных навыков Penang Skills Development Center (PSDC), который занялся обучением персонала по разработке и выпуску электроники. Со временем к проекту присоединилось еще несколько международных корпораций, а Малайзия освоила более сложные операции в международных цепочках добавленной стоимости в сфере электроники.