Бей, беги, забудь: нейробиолог о том, как как стресс влияет на память
Кратковременный и умеренный стресс способствует формированию воспоминаний, но затрудняет их извлечение. А если стресс длительный? С разрешения издательства «Азбука» публикуем отрывок из книги Лайзы Дженовы «Как работает память»
Лайза Дженова — нейробиолог и автор романа «Все еще Элис» об ученой, страдающей от деменции (в 2014 году по нему был снят одноименный фильм с Джулианной Мур в главной роли). Ее книга «Как работает память» — нон-фикшен о том, как мы запоминаем и забываем. «Мы можем сформировать обоснованные ожидания и улучшить взаимоотношения со своей памятью. Нам больше не нужно ее бояться. И это может изменить нашу жизнь», — считает Лайза Дженова. Публикуем отрывок о том, что происходит с нашей памятью в стрессовой ситуации.
Но как сильный стресс действует на память? Если вкратце, то он помогает формировать новые воспоминания о стрессовой ситуации, в которой вы оказались, но мешает извлечению из памяти ранее сформированных воспоминаний. Однако стоит рассмотреть влияние стресса чуть подробнее, поскольку тут есть интересные нюансы.
Острая стрессовая реакция обычно способствует формированию новых воспоминаний. Во-первых, краткое воздействие стрессового фактора обостряет внимание, а как вам уже известно из предыдущих глав, внимание играет важную роль в формировании воспоминаний. Во-вторых, адреналин и кортизол не только мобилизуют тело и мозг для немедленных действий, но также усиливают выработку в миндалине нейротрансмиттера под названием норэпинефрин (норадреналин). В ответ миндалина посылает сигнал гиппокампу, который расшифровывается примерно так: «Эй, эта стрессовая ситуация, происходящая прямо сейчас, вероятно, очень важна — консолидируй информацию! Формируй воспоминание!» Кортизол также непосредственно воздействует на рецепторы в гиппокампе, усиливая консолидацию памяти.
Таким образом, если мы рассматриваем одиночное, кратковременное стрессовое событие, то стресс способствует формированию памяти. Если перед просмотром изображений, вызывающих стресс, людям ввести кортизол, то при последующем тестировании выясняется, что они лучше запомнили эти изображения. Лишившись надпочечников, вы бы хуже запоминали информацию и события, которые произошли, когда вы испытывали стресс, чем люди с надпочечниками.
Острая стрессовая реакция помогает формированию новых воспоминаний, но не усиливает способность помнить все. Состояние «бей или беги» обостряет и одновременно сужает наши чувства и внимание, и поэтому диапазон подробностей, доступных для консолидации в память, тоже сужается. Таким образом мы лучше запоминаем основную информацию, касающуюся этой стрессовой ситуации, и гораздо хуже — не столь значительные подробности. Например, если вы стали свидетелем вооруженного ограбления банка (сильный стресс), то, скорее всего, запомните яркие детали об оружии (главный источник вашего стресса), но не количество людей в банке и не внешность сотрудников.
Кроме того, острая стрессовая реакция способствует формированию памяти о главных событиях стрессовой ситуации, но не нейтральной информации. Когда участникам эксперимента вводили адреналин, а затем показывали нейтральные изображения, они запоминали их не лучше людей из контрольной группы, которым вместо адреналина вводили физраствор. Стресс также не улучшает формирование воспоминаний, не связанных с фактором стресса. Предположим, что вы студент и готовитесь к экзамену по физике, который должен состояться завтра утром. Вам нужно запомнить большой объем сложной информации, время поджимает, а вы хотите получить на экзамене высший балл. Все это создает стресс, помогающий запоминать информацию, которую вы пытаетесь выучить. Но, если сосед по комнате прерывает ваши занятия, чтобы рассказать о своем путешествии в Исландию, повышенный уровень стресса не усилит вашу способность сформировать память об услышанной истории. Рассказ соседа по комнате об Исландии