«Бедненький российский шоу-бизнес»: сколько стоят шоу, как у Шнура и Дрейка, и как на них зарабатывают
Новые технологии меняют индустрию развлечений. С помощью лазеров, голограмм и огромных LED-экранов можно сделать многое. Даже вывести на сцену давно умерших звезд
Май 2019 года, четвертый концерт шоу «Песни» на ТНТ. На сцену под первые аккорды композиции Децла «Слезы» выходят рэперы Тимати и Slame. А вскоре к исполнителям присоединяется и сам Децл. Казалось бы, ничего необычного, если бы не один факт: Кирилл Толмацкий (Децл) умер за три месяца до этого выступления. «Воскресить» исполнителя, вызвав бурю эмоций у зрителей, помогли проекционные технологии, которые создали голографическое изображение молодого Толмацкого, танцующего в такт музыке и читающего речитатив.
Децл был не первым артистом, который возродился благодаря технологиям. На калифорнийском музыкальном фестивале Coachella в 2012 году перед залом предстал легендарный рэпер Тупак Шакур — тоже в виде голограммы. В 2018 году в Париже дала концерт виртуальная Мария Каллас, известная оперная певица, умершая в 1977 году. А японская компания Crypton Future Media создала полностью виртуального артиста — анимированную певицу Хацунэ Мику, которая собирает многотысячные стадионы. По оценкам Станислава Брыкова, продюсера и руководителя креативного агентства Agentura, создание персонажа вроде Хацунэ Мику может стоить от 1 млн до 10 млн рублей, но если результат полюбится публике, затраты окупятся с лихвой. Доход разработчиков японской виртуальной звезды уже исчисляется сотнями миллионов долларов. Стоимость голограмм артистов оценить сложнее, говорит Дмитрий Кириллов, сооснователь и президент компании-разработчика VR- и AR-технологий для бизнеса Modum Lab. Только на софт для такого проекта может уйти несколько миллионов рублей, аренда оборудования — мощных проекторов и специальной пленки для трехмерной проекции — стоит в десятки раз дороже.
Гораздо чаще технологии используют для создания шоу с элементами дополненной и виртуальной реальности. По словам Кириллова, превратить выступление российской эстрадной звезды в высокотехнологичное шоу можно за несколько миллионов рублей, прибыль разработчиков софта при этом составит 15–30%.
Индустрия развлечений — одна из самых благодатных отраслей для внедрения новых технологий, считает Владислав Шершульский, директор по перспективным технологиям Microsoft в России: «Шоу-бизнес — подвижная индустрия, легко идущая на эксперименты. Сегодня, когда производится большой объем медиаконтента, главная задача исполнителя — даже не понравиться, а просто быть замеченным». Это не праздное желание, а вполне рациональный подход к увеличению кассовых сборов, добавляет Дмитрий Васильков, сооснователь интерактивной платформы для проведения мероприятий WhenSpeak. «В шоу-бизнес технологии пришли недавно, но уже пустили корни. Для этой сферы важнее всего коммерческая составляющая, достигнуть которой можно, только постоянно удерживая зрительский интерес. И новые технологии могут в этом помочь», — говорит Васильков. Сколько можно заработать на жажде зрелищ и что ждет индустрию развлечений в ближайшие годы?
Сила в свете
Лидер группировки «Ленинград» Сергей Шнуров на концертах обычно обходится гитарой и майкой-алкоголичкой — зал в восторге от его выступлений и безо всякого дополнительного антуража. Но последний гастрольный тур группы стал исключением: на сцене рядом с исполнителями выросла виртуальная хрущевка с грязными подъездами и веревкой для белья, на которой развеваются семейные трусы в красный горошек. «Мы использовали хрущевку как собирательный образ России, о которой поет Шнур», — поясняет сооснователь студии интерактивных медиа Sila Sveta Александр Ус (это псевдоним, настоящая фамилия Александра — Усыскин). Именно эта компания подготовила концепцию оформления сцены и видеоконтент для тура «Ленинграда». «Мы планировали сделать полноценное театрализованное действо, декорации, в которых все 20 участников группы могли бы органично взаимодействовать. Хрущевка, рядом детская футбольная площадка, автобусная остановка, осветительные приборы замаскированы под электрические столбы», — с упоением описывает Ус. Но идею отвергли сами артисты. «Им это показалось слишком, и от концепта осталась только половина — и на том спасибо», — добавляет предприниматель. Стоимость проекта Ус не раскрывает, ссылаясь на коммерческую тайну. Сергей Шнуров не ответил на запрос Forbes.
Sila Sveta — один из лидеров на рынке технологических решений в шоу-бизнесе. История компании началась с покупки китайского осветительного прибора стоимостью 700 000 рублей — Александр Ус и его партнер Алексей Розов хотели проецировать изображения на рекламные билборды. Услуга не привлекла рекламодателей, и предприниматели попытались продать прибор. Однако покупателей не нашлось. Тогда Ус и Розанов решили доработать его, чтобы зайти на зарождающийся рынок световых шоу. Первый крупный заказ на открытие Останкинской башни принес предпринимателям $50 000, которые, впрочем, быстро ушли на текущие издержки. Чтобы как-то заработать, они арендовали помещение в клубе «Крыша мира», где устраивали световые шоу для посетителей. Перелом произошел в 2010 году, когда к Sila Sveta поступил заказ от правительства Москвы на освещение зданий в честь 65-летия победы в Великой Отечественной войне. С тех пор дела шли в гору: в числе клиентов появились Philip Morris, Центральный детский магазин, ледовое шоу Плющенко, российские звезды эстрады.