«Банки перестали лазить в окна к любимым женщинам»: почему и куда уходят топ-менеджеры крупных банков
Банковский сектор сильно изменился за последние годы, что вынуждает высококвалифицированных банкиров покидать отрасль и начинать свои проекты. Чем занимаются бывшие топ-менеджеры крупных банков?
Последние годы серьезно перетряхнули банковский бизнес в России. С 2013 года, когда ЦБ возглавила Эльвира Набиуллина, лицензий лишились более 400 кредитных организаций. Это, а также санации и сделки M&A привели к тому, что доля государства на банковском рынке превысила 70% (даже в нефтегазовом секторе она ниже). Дополнительным потрясением для отрасли стали санкции, которые привели к обвальному падению доходов инвестбанков и сворачиванию их бизнеса.
Происходящее отразилось и на рабочих процессах. Финансисты, начинавшие карьеру в 1990-х и 2000-х, отмечают, что их работа стала менее творческой, более механической и пресной. Достигнув потолка в банковской сфере, многие из них уходят в свободное плавание. Их привлекают самые разные проекты — от онлайн-обучения до работы с инфраструктурой для криптоинвесторов. Forbes расспросил пятерых экс-банкиров, почему они попрощались с работодателями и чем занимаются сейчас. Их истории показывают, что прежний опыт и наработанные контакты все равно не дают им далеко уйти от мира финансов.
Алексей Коровин
Откуда ушел: БКС Банк
Чем занимается: онлайн-образование
Проект: Skill Cup
Алексей Коровин — банкир с многолетним стажем. Он был президентом российской дочки венгерского OTP Bank, руководил розничным бизнесом Альфа-банка, некоторое время возглавлял банк «Восточный». Последнее место работы Коровина — финансовая группа БКС, откуда финансист уволился в октябре 2016 года.
«Мне всегда нравился банковский бизнес, но почти за четверть века работы в нем я многое повидал», — объясняет свое решение Коровин. Уже через месяц после ухода из БКС он стал совладельцем компании Active Learning, разрабатывающей обучающие онлайн-курсы для сотрудников крупных корпораций, среди которых Coca-Cola и «Северсталь». Объем своих инвестиций Коровин не раскрывает. Проект в 2009 году запустил предприниматель Роман Мандрик, к 2014 году он оценивал общий размер инвестиций в Active Learning в $1 млн.
После прихода в Active Learning Коровин вместе с Мандриком и третьим партнером Андреем Завьяловым начали работать над созданием платформы Rubilix (позволяющей визуализировать результаты работы сотрудников отделов продаж), и мобильной платформы Skill Cup, в которую вложили более $1 млн. «Кредиты не брал, использовал свои сбережения», — говорит экс-банкир, не уточняя сколько именно вложил. Клиентами Skill Cup, приложения для профессионального обучения сотрудников, стали многие банки — ВТБ, «ФК Открытие», Локо-Банк, Почта Банк. «Уйти из банка в стартап и вернуться в банк вместе со стартапом», — резюмирует свой путь Коровин.
Сейчас бывшему банкиру принадлежит 69,3% в компании «Активное обучение» (товарные знаки Rubilix и Skill Cup), остальной пакет у Мандрика и Завьялова. Коровин нередко выступает на бизнес-завтраках по наставничеству, деньги от которых направляет на благотворительность. Он — сооснователь благотворительного фонда «Православие и мир». Кроме того, Коровину принадлежит 15% в компании Frank RG, занимающейся банковской аналитикой.