Что писали в «дорожных» книгах 1950-х и 1960-х годов

АвтопилотАвто

Прочие опасности

По материалам советской печати

Сергей Шерстенников

Есть версия, что люди на глазах глупеют. Жизнь становится все проще. По крайней мере, в бытовом плане. И то, что бабушка делала на раз-два, например превращала с помощью двух металлических палочек зимнюю шапку в теплые носки, внучка, скорее всего, не сможет повторить и под угрозой отлучения от смартфона. У дедушек свои суперспособности. Особенно их много у «дедушек» за рулем – тех, кто научился управлять машиной еще в прошлом веке. Тогда водить автомобиль было делом для посвященных. Требовались знания, передаваемые с помощью книг. У нас на обзоре «дорожные» книги 1950-х и 1960-х годов. Сегодня так подробно, доверительно, порой неожиданно откровенно уже не пишут.

О сложности работы шофера

Червонский И.П. Несчастные случаи на улице и их предупреждение. М.: Медгиз,1957.

Описываемая книга, как следует из названия, рассказывает вовсе не о трудностях работы шофера, а о ДТП с пострадавшими. «В больших городах нашей страны принимаются все меры для борьбы с несчастными случаями на улицах». Но не думайте, что так во всем мире. «Совсем иную картину мы видим в капиталистических странах, где все подчинено частновладельческим интересам, где здоровье и жизнь трудящихся являются предметом купли-продажи», в то время как «в нашей стране жизнь человека ценится дороже всего».

Наверное, вы видели художественные фильмы 1950-х годов. И они вам запомнились широченными проспектами, по которым тащатся малочисленные «ЗИМы», «Победы» и «Волги». Просто рай для водителя. Но из того времени картина видится иной. «16–18 часов в сутки центральные улицы Москвы запружены потоками автомобилей, троллейбусов, трамваев и пешеходов… Работа шофера трудна и ответственна. Встречаются, конечно, и среди шоферов малокультурные люди, позволяющие себе „пугнуть“ пешехода, превысить дозволенную скорость или сесть за руль в нетрезвом виде. Но такие шоферы быстро попадают в руки бдительных сотрудников ОРУД и надолго, если не навсегда, теряют водительские права. Основная масса городских шоферов работает очень добросовестно. Незнающему человеку даже трудно представить себе, какую тяжелую и нервную работу они несут на улицах большого города. Шофер должен все время зорко смотреть во все стороны (при помощи особого зеркала в кабине) и, соответственно обстановке, управлять одновременно рулем, тормозами, ручкой переключения скоростей… Водитель обязан также учитывать состояние дороги, по которой он едет. Дорога может быть плотной, мягкой, сухой, мокрой, заснеженной, обледенелой: на ней могут быть ямы, кучи мусора, острые предметы и т.д. Во всем нужно ориентироваться быстро, оперативно, на ходу. Таким образом, от шофера, сидящего за рулем, требуется постоянное и напряженное внимание к машине и окружающей обстановке. Малейшая рассеянность – и авария неизбежна».

Да, несчастные случаи в СССР есть, но их виновниками часто бывают сами пострадавшие. Далее следует разбор отдельных, как говорят сегодня, кейсов. «Сергеев Николай Павлович. 38 лет. Место несчастного случая: Самотечная площадь. Диагноз: травматическая ампутация левого бедра, опьянение. Упал с трамвая». Автор задается вопросом: «Какая жизненная драма кроется за этими сухими протокольными строками?» И рассказывает, что произошло с отцом двоих детей, бухгалтером издательства. «В 6 часов вечера по окончании работы Николай Павлович с приятелем, счетоводом того же издательства, зашли в пивной зал. Посидели с часок и выпили полдюжины бутылок пива…» После бара герой повествования, «слегка пошатываясь, пошел по магазинам». Потом пытается сесть в переполненный трамвай – «трезвый человек сразу бы сообразил, что в этот вагон, да еще с покупками, сесть не удастся». В итоге не удержался на подножке. «Сергеев, конечно, будет еще работать. Бухгалтер может работать и без ноги. О нем позаботится и администрация, и местком, и отдел социального обеспечения. Но ничто не исправит случившегося с ним».

Об опасности переживаний

Зорин В.С. Шоферу-любителю о мерах безопасности. М.: Московский рабочий, 1960.

Кардинальным образом с 1950-х поменялись свойства топлива и технических жидкостей. «Большую опасность представляет этилированный бензин – красноватого цвета, с характерным острым запахом… этилированный бензин обладает ядовитыми свойствами. При заправке автомобиля шофер-любитель и заправщик обязаны находиться с надветренной стороны, чтобы не вдыхать паров бензина». Этилированный бензин в России запрещен с 2003 года, а с прошлого года прекратилось его промышленное производство во всем мире. Как выяснилось, ядовитая присадка влияла не только на здоровье людей, но и на уровень преступности, повышая уровень агрессии в обществе.

Так получилось, у нас еще одна книга ужасов. Посыл ее прост. «Автомобильная промышленность Советского Союза каждую минуту выпускает автомобиль. В нашей стране быстро растет автомобильный парк, увеличивается число владельцев индивидуальных легковых автомобилей, шоферов-любителей. Многие из них впервые садятся за руль… Отсутствие необходимых навыков в обращении с автомобилем… зачастую приводит к несчастным случаям».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Горе без ума Горе без ума

Ученые вплотную приблизились к ответу на вопрос, существуют ли гены гениальности

Вокруг света
Жар-птичка средней полосы: где и как живет горихвостка Жар-птичка средней полосы: где и как живет горихвостка

Эта небольшая и свободолюбивая птица привлекает внимание ярким оперением самцов

Вокруг света
Весенний призыв Весенний призыв

В Италии любовь к равиоли – это многовековая традиция

Вокруг света
В черной-черной Русалочке: почему мы так реагируем на смену расы персонажа В черной-черной Русалочке: почему мы так реагируем на смену расы персонажа

Откуда столько ненависти к черной Русалочке?

VOICE
7 ключей к хорошему впечатлению 7 ключей к хорошему впечатлению

Как с помощью невербальных сигналов поддерживать контакт с собеседником

Psychologies
Дикие, но симпатичные... Розы Дикие, но симпатичные... Розы

Какие дикие розы, или шиповники, предлагают нам осенью вкусные плоды?

Наука и жизнь
«Властелин колец: Кольца власти»: стоит ли смотреть сериал и почему он не так плох, как все боялись «Властелин колец: Кольца власти»: стоит ли смотреть сериал и почему он не так плох, как все боялись

Стоит ли смотреть сериал «Властелин колец: Кольца власти»?

Maxim
Красный. Это Ferrari Красный. Это Ferrari

Красные феррари стали синонимом слова «скорость»

Вокруг света
Что делать, если компьютер не включается? Пошаговая инструкция по диагностике Что делать, если компьютер не включается? Пошаговая инструкция по диагностике

Сбои при включении компьютера могут происходить на разных стадиях

CHIP
10 культовых вещей из кино. Часть вторая, женская 10 культовых вещей из кино. Часть вторая, женская

Вспоминаем самые известные предметы одежды из истории мирового кинематографа

Правила жизни
4 самых распространенных мифа о правильном питании 4 самых распространенных мифа о правильном питании

Нутрициолог разобрала несколько самых популярных мифов о здоровом питании

Psychologies
7 признаков, что вам не хватает витамина С 7 признаков, что вам не хватает витамина С

Получаете ли вы достаточное количество витамина С?

Inc.
«Мясники» в сети: как в США распространяется новая схема интернет-мошенничества «Мясники» в сети: как в США распространяется новая схема интернет-мошенничества

Жестокий алгоритм новой разновидности инвестиционной аферы

Forbes
Не просто шалость Не просто шалость

По статистике, каждый 4-й ребенок школьного возраста страдает от нервного тика

Лиза
Гибрид тепловоза и ракетовоза: тягач Судного дня Гибрид тепловоза и ракетовоза: тягач Судного дня

Франкенштейн с верхом от тепловоза, а низом от военного грузовика

ТехИнсайдер
Какие упражнения лучше не делать после 40 лет? Какие упражнения лучше не делать после 40 лет?

5 упражнений, которые лучше пропустить, если суставы с возрастом болят все чаще

Maxim
5 причин почитать дилогию «Тейкскалаан» Аркади Мартин: фантастический триллер об опасностях дипломатической службы 5 причин почитать дилогию «Тейкскалаан» Аркади Мартин: фантастический триллер об опасностях дипломатической службы

Чем примечателен цикл Аркади Мартин и за что его ценят любители фантастики

ТехИнсайдер
Августейшая хозяйка Твери Августейшая хозяйка Твери

Портрет Екатерины был создан во время пребывания сестры Александра I в Твери

Дилетант
10 способов относиться к себе проще 10 способов относиться к себе проще

Как перестать требовать от себя слишком многого?

Psychologies
Быстро постарели и умерли: ученые заставили дрозофил жить под светом компьютеров Быстро постарели и умерли: ученые заставили дрозофил жить под светом компьютеров

Организмы мушек не выдержали воздействия синего света

Вокруг света
Елизавета Моряк: Елизавета Моряк:

Умирать в кадре — это элемент творчества

Коллекция. Караван историй
Звери-хранители и аллигатор Валли: кому помогают животные эмоциональной поддержки Звери-хранители и аллигатор Валли: кому помогают животные эмоциональной поддержки

Как общение с животными эмоциональной поддержки превращается в терапию?

Forbes
«Да не старею я!»: почему нас раздражают призывы начать новую жизнь в зрелом возрасте «Да не старею я!»: почему нас раздражают призывы начать новую жизнь в зрелом возрасте

Можно ли в старости просто продолжать жить?

Psychologies
Чтобы крепко спалось: как правильно подобрать матрас Чтобы крепко спалось: как правильно подобрать матрас

На что необходимо обратить внимание в первую очередь во время покупки матраса

ТехИнсайдер
Вирусы использовали белок бактерии в своих целях Вирусы использовали белок бактерии в своих целях

Содержание белка CtrA оказалось способным влиять на экспрессию генов вируса

N+1
Справляться с трудностями стоически: античные приемы, ставшие частью современной психотерапии Справляться с трудностями стоически: античные приемы, ставшие частью современной психотерапии

Отрывок из книги Маркоса Васкеса «Стоики Побеждают»

Psychologies
Двое против всего мира: история любви Чарльза и Камиллы, которые ждали разрешения королевы быть вместе 34 года Двое против всего мира: история любви Чарльза и Камиллы, которые ждали разрешения королевы быть вместе 34 года

Принц Чарльз и Камилла Паркер-Боулз полюбили они друг друга еще в семидесятых

VOICE
Сергей Лазарев: «Я не боюсь быть собой» Сергей Лазарев: «Я не боюсь быть собой»

Сергей Лазарев — о том, тяжело ли сидеть в кресле жюри и воспитывать детей

Лиза
Уверенные, умные, надежные: как вы думаете, какая черта внешности покоряет других людей? Уверенные, умные, надежные: как вы думаете, какая черта внешности покоряет других людей?

Исследование показало, что людям с одной особенностью мы доверяем намного больше

Вокруг света
Екатерина Климова: «Надо либо двигаться дальше, либо отходить в сторону» Екатерина Климова: «Надо либо двигаться дальше, либо отходить в сторону»

По себе знаю, что либо артиста рвут на части, либо он никому не интересен

Караван историй
Открыть в приложении