В России запущена система выдачи электронных паспортов транспортных средств

АвтоМирАвто

ПТС стал цифровым

С 1 июля в России запущена система выдачи электронных паспортов транспортных средств – пока в экспериментальном режиме. Полноценный запуск, после которого бумажные ПТС уйдут в историю, уже неоднократно переносился – и сейчас назначен на 1 ноября 2019 года. Что изменится для водителей?

Текст Никита Варенов

Бланк ПТС содержит ограниченную информацию об автомобиле. В электронный документ планируется вносить значимые данные о машине – к примеру, информацию о пройденных ТО, о пробеге, о случившихся ДТП с указанием полученных повреждений. Это ставит под угрозу существования теневого сектора в торговле подержанными машинами

Существующий стандарт бумажных паспортов транспортного средства (ПТС) утвержден в 1993 году – тогда же сформировался весь основной пакет документов, подтверждающих право собственности и допуск к управлению автомобилем. ПТС содержит регистрационные данные и технические характеристики машины, а также информацию обо всех ее владельцах, и хранится дома у актуального собственника. Кроме того, на автомобиль оформляется свидетельство о регистрации – его необходимо иметь при себе, находясь за рулем. Также у водителя с собой обязательно должен быть полис ОСАГО. А вот диагностическую карту, на основании которой он выписывается, возить с собой нет необходимости.

Опись преимуществ

Замена бумажного носителя ПТС электронным выглядит как безусловное благо – с этим соглашаются собеседники «АвтоМира» из числа страховщиков, автодилеров и представительств автопроизводителей. Перенос всех ПТС в единый электронный реестр, во-первых, позволит обеспечить целостность и сохранность данных. Право на их внесение в систему получит широкий круг организаций, но все они будут подкреплять внесенные изменения электронной подписью. Во-вторых, бумажные ПТС за годы своего существования стали содержать существенно больше данных, однако остаются ограниченными в физическом объеме. Электронные ПТС могут содержать любой объем информации, в частности, данные об «Одобрении типа транспортного средства» (ОТТС) для сертифицированных к продаже в России автомобилей и «Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства» (СБКТС) для всех остальных. Причем вноситься в ЭПТС эти данные могут в автоматическом режиме на основании идентификационного номера (VIN) автомобиля, что позволит уйти от ошибок ручного написания, например, названий марок и моделей машин.

Производители и импортеры автомобилей ожидают, что система электронных ПТС будет окончательно отлажена и заработает не раньше осени. Пока на машины выдаются традиционные паспорта

Аварии тоже считаются

Также предполагается, что электронные ПТС будут содержать достоверные данные о значимых происшествиях с участием автомобиля, включая информацию о пройденных ТО и случившихся ДТП – с указанием произведенных работ, полученных повреждений и, например, пробега автомобиля на указанную дату. Это ставит под угрозу существование огромного теневого сектора в продаже подержанных автомобилей. Наконец, электронные паспорта транспортных средств – совместная инициатива государств-участников Евразийского экономического союза, объединяющего Россию, Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Армению. Единая система автомобильного учета в этих странах способна в том числе упростить жизнь импортеров – например, тех, кто собирается продавать в России автомобили белорусской сборки.

«Электронный ПТС невозможно потерять или подделать. Число собственников в нем может быть сколь угодно большим. Существенным моментом будет прозрачность истории собственников и внесение в ЭПТС дополнительных сведений – таких, например, как информация о залоге, страховании, ДТП, ремонтах и прочее», – перечислил в беседе с «АвтоМиром» преимущества новой системы директор филиала «Авилон. Воздвиженка» Ренат Тюктеев. Впрочем, он же отметил, что, хотя «плюсов у инициативы много, куда важней сделать процесс ее реализации максимально простым и понятным».

Страховка по распечатке

С внедрением пока есть трудности, впрочем, участники рынка сходятся во мнении, что они временные, и признают, что государство предпринимает существенные шаги по устранению возможных проблем.

Одна из них – необходимость предъявления бумажного ПТС при оформлении полиса ОСАГО в страховой компании, как того требует пункт 3 статьи 15 закона об ОСАГО в редакции 2002 года. В информационном письме Центробанка от 13 июля текущего года содержатся разъяснения о том, что теперь бумажный носитель может быть заменен распечаткой из существующего электронного.

Пресс-секретарь Группы «Ренессанс страхование» Анна Кочеткова рассказала «АвтоМиру», что клиентов с электронными ПТС у компании до настоящего времени нет ни по продукту ОСАГО, ни по каско.

На начальном этапе автомобильные компании, ввозящие машины из-за рубежа, столкнулись с рядом сложностей. Они связаны с тем, что не все из задействованных в процессе сторон в одинаковой степени готовы к работе с новой системой. Ожидается, что через несколько месяцев все шероховатости будут сглажены

Увидим не раньше осени

По словам Рената Тюктеева, Российский союз автостраховщиков (РСА) и АО «Электронный паспорт» (оператор проекта, входит в Госкорпорацию «Ростех») уже согласовали механизм оформления полисов ОСАГО на автомобили с ЭПТС, однако реальным опытом продаж автомобилей с оформлением ЭПТС, несмотря на запуск инициативы с 1 июля, пока не обладает ни одна дилерская группа. «Импортеры и некоторые дилеры напрямую согласовывают с Минпромторгом списки уполномоченных организаций, имеющих право работать в системе ЭПТС. Дилеры, в свою очередь, получают ключи для работы в ней», – пояснил он. По словам представителя «Авилона», первые автовладельцы с электронными ПТС появятся в России не раньше сентября.

Руководитель отдела по связям с общественностью ООО «Субару Мотор» Наталия Руденко рассказала, что электронные паспорта пока не получают и импортеры автомобилей. По ее словам, сейчас производители, ввозящие автомобили из-за рубежа, столкнулись с рядом сложностей из-за различной стадии готовности к работе с базой данных ЭПТС со стороны АО «Электронный паспорт», МВД, ФТС и дилеров. Впрочем, представитель Subaru уверена, что к ноябрю 2019 года ЭПТС будет полностью готов для полноценной работы с ним без существенного изменения бизнес-процессов для импортеров. Аналогично ситуацию описали в пресс-службах Volvo и Nissan – у последней компании есть производство в России, и для внутренних продаж ситуация существенно не отличается от импортных.

Госдума 25 июля 2018 года на пленарном заседании приняла в третьем окончательном чтении закон о регистрации транспортных средств, вводящий возможность оформления машин без посещения ГИБДД. В числе прочего законом разрешается использование электронных паспортов: если машина ставится на учет по такому документу, его бумажный аналог представлять не нужно.

Госдума приняла закон о регистрации транспортных средств, допускающий их постановку на учет без посещения ГИБДД. В нем же описана возможность использования электронных ПТС: при наличии такого документа предоставлять бумажный аналог не нужно.

Внеси и сохрани

Открытым остается вопрос хранения персональных данных в системе ЭПТС. Закон, регламентирующий порядок использования персональной информации граждан, действует в России с 2006 года. Одно среди прав, которое он дает потенциальным владельцам автомобилей с ЭПТС, есть отказ от предоставления персональных данных для внесения в документ. Это специфическая ситуация, фактически позволяющая любому завладеть транспортным средством до того, как данные о владельце будут переданы в страховую компанию при оформлении полиса ОСАГО. Злоумышленникам достаточно угнать автомобиль, оформить на него договор купли-продажи и поставить на учет в ГИБДД. Ответственность за последствия решения об отказе от предоставления персональных данных для ЭПТС в этом случае целиком ложится на собственника машины.

Закон об ОСАГО от 2002 года упоминает паспорт транспортного средства как документ, который требуется предъявить при оформлении полиса. Центробанк разъясняет, что с внедрением электронного паспорта достаточно будет предоставить страховщику его распечатку

Обмен – дело добровольное

Впрочем, полностью в небытие бумажные паспорта транспортного средства уйдут еще нескоро. Предполагается, что 1 ноября 2019 года станет днем, когда новый паспорт на физическом носителе получить станет невозможно – если, конечно, не будет очередного переноса сроков. При этом в любом случае замена ПТС на новые электронные для владельцев уже поставленных на учет автомобилей останется добровольной процедурой. По прогнозам АО «Электронный паспорт», в ближайшие 10 лет ЭПТС обзаведутся только 75% автомобилей.

Система электронных паспортов транспортного средства будет действовать не только в России. Она внедряется на всей территории Евразийского экономического союза, включающего Россию, Белоруссию, Армению, Казахстан и Киргизию

Когда переоформление ПТС обязательно?

  • если бумажный вариант ПТС утрачен
  • если бумажный вариант ПТС пришел в негодность
  • если в ПТС не осталось места для внесения изменений

Кто будет оформлять ЭПТС?

  • Заводы-производители, выпускающие новые автомобили на территории стран Евразийского экономического союза
  • Таможенные органы для импортных автомобилей
  • Органы ГИБДД при постановке автомобиля на учет

Сколько стоит переоформление электронного ПТС?

  • 250 рублей – для автопроизводителей и уполномоченных организаций
  • 600 рублей – для граждан России

Фото: DepositPhotos/Fotodom.ru; ShutterStock/Fotodom.ru; Вадим Жернов/ТАСС; Валерий Матыцин, Петр Ковалев/ТАСС, Иван Владимиров

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Не просто линии Не просто линии

По нашему мнению, возможности дорожной разметки в деле оптимизации и повышения безопасности движения сильно недооценены. Быть может, настала пора что-то изменить?

АвтоМир
Юлия Ефременкова: «Для меня пример – Ксюша Бородина» Юлия Ефременкова: «Для меня пример – Ксюша Бородина»

Ведущая «Дома‑2» на ТНТ впервые об отношениях с бывшим

StarHit
Инструмент капиталиста Инструмент капиталиста

Как производитель болтов и шарниров превращается в технологического гиганта

Forbes
Срочно пакуем чемоданы! 7 незабываемых мест Испании Срочно пакуем чемоданы! 7 незабываемых мест Испании

Достопримечательности Испании, которые нужно посетить

Playboy
Опять двадцать пять: российские звезды, которые выглядят как школьницы Опять двадцать пять: российские звезды, которые выглядят как школьницы

Эти российские звезды больше похожи на старшеклассниц

Cosmopolitan
Вредные привычки, которые ты не замечаешь Вредные привычки, которые ты не замечаешь

Вредные привычки, которые ты не замечаешь

Cosmopolitan
Сила нерезидента: почему иностранцы избавляются от госдолга и чем это грозит рублю Сила нерезидента: почему иностранцы избавляются от госдолга и чем это грозит рублю

Продажи нерезидентами ОФЗ составили $6 млрд во II квартале

Forbes
Проклятие холодов. Почему Россия упорно не переселяется на юг Проклятие холодов. Почему Россия упорно не переселяется на юг

Российский «Солнечный пояс» пребывает в забвении

Forbes
Пенсии обсуждать поздно. Почему обществу пора требовать от власти базовый доход Пенсии обсуждать поздно. Почему обществу пора требовать от власти базовый доход

Контракт «мы не лезем в политику — вы гарантируете достаток» оказался невыгодным

СНОБ
Центральный защитник Центральный защитник

Им­му­ни­тет ко­жи — вот что сто­ит под­ла­тать к се­зо­ну до­ждей

Glamour
Неприятность эту мы переживем Неприятность эту мы переживем

Как преодолеть кризис первого года семейной жизни

StarHit
Подарок к Рождеству: экономисты допустили укрепление рубля Подарок к Рождеству: экономисты допустили укрепление рубля

Сильный платежный баланс может поддержать рубль в конце 2018 года

Forbes
Прибыль как роскошь: к чему приведет изъятие сверхдоходов у бизнеса Прибыль как роскошь: к чему приведет изъятие сверхдоходов у бизнеса

Бизнеса в СССР не существовало, а кончилось все пустыми полками в магазинах

Forbes
8 неожиданных плюсов старости 8 неожиданных плюсов старости

Мы научим тебя получать удовольствие от твоего уже не юного возраста!

Maxim
Что иностранцы думают о музыке Виктора Цоя и «Кино» Что иностранцы думают о музыке Виктора Цоя и «Кино»

Что думают о Цое европейцы, американцы и жители иных загадочных континентов

Maxim
Умные бирки: теперь подключить к сети можно все Умные бирки: теперь подключить к сети можно все

Умные бирки: теперь подключить к сети можно все

Forbes
Змеиная кожа: как носить самый Змеиная кожа: как носить самый

Змеиная кожа уже заполучила статус главного мастхэва будущего сезона

Cosmopolitan
Совсем взрослый Совсем взрослый

Компания Audi представила новый Q3

АвтоМир
7 запрещенных мужских вещей, которые просто необходимо носить 7 запрещенных мужских вещей, которые просто необходимо носить

Все, что было «под запретом» носить не просто можно, а необходимо

Playboy
Павел Воля: Павел Воля:

Простой пензенский парень Павел Воля дал эксклюзивное интервью Cosmo

Cosmopolitan
5 способов экстренной борьбы с целлюлитом 5 способов экстренной борьбы с целлюлитом

Проверенные методы уменьшить «апельсиновую корку»

Cosmopolitan
Чего ищут пикаперы и что им удается найти Чего ищут пикаперы и что им удается найти

Мастера пикапа считают себя специалистами по искусному соблазнению

Psychologies
Ты всегда этого ждал! Лучшие костюмы (и где их купить) и лучшие машины Бонда Ты всегда этого ждал! Лучшие костюмы (и где их купить) и лучшие машины Бонда

Идрис Эльба все же не будет Джеймсом Бондом, как выяснилось вчера

Playboy
9 самых невероятных мастеров стрит-арта, которые снесут вам крышу 9 самых невероятных мастеров стрит-арта, которые снесут вам крышу

Эти люди создают масштабные проекты прямо на фасадах зданий

Playboy
Надежный тыл: кто стоит за успехом влиятельных мужчин Надежный тыл: кто стоит за успехом влиятельных мужчин

Семь правил, которые помогут вам стать своему мужу верным соратником

Forbes
«Поменять зелененькую бумагу». Как санкции США ускорят отказ от доллара в расчетах «Поменять зелененькую бумагу». Как санкции США ускорят отказ от доллара в расчетах

Миллиардер Леонид Михельсон запустил вторую очередь завода «Ямал СПГ»

Forbes
Все, что ты должен знать о русском языке, раз уж говоришь на нем! Все, что ты должен знать о русском языке, раз уж говоришь на нем!

Русский язык — еще совсем юное существо по языковым меркам

Maxim
Удовольствие есть Удовольствие есть

Как питаться осознанно — и зачем это делать

Yoga Journal
Пиво — не то, что мы думаем! 12 шокирующих фактов про любимый напиток Пиво — не то, что мы думаем! 12 шокирующих фактов про любимый напиток

Кружечка пива в приятной компании, в выходной день — звучит очень заманчиво

Playboy
Пять неожиданных способов сломать свой автомобиль Пять неожиданных способов сломать свой автомобиль

Чтобы твоя машина перестала ездить, совсем необязательно дать порулить собаке

Maxim
Открыть в приложении