Зерновой рынок становится все депрессивнее
Итоги первой половины сезона 2022/23
Рекордный урожай зерна практически всегда выливался в снижение цен. В текущем сельхозгоду ситуацию осложняют пошлины, квота на экспорт пшеницы, санкции, значительный рост затрат, проблемы с логистикой и проведением платежей. Корректировки в планы производителей, как обычно, вносит и погода. С учетом всех факторов эксперты не ждут повышения стоимости зерновых, а сдержанный экспорт не позволит снять с рынка все излишки. Как результат — к новому сезону Россия может подойти с очень высокими запасами зерна, которые составят не менее 20 млн т.
Урожай зерна в 2022 году стал самым высоким в истории. Произошло это главным образом благодаря рекордному валовому сбору пшеницы, акцентирует внимание руководитель направления «Растениеводство» ФГБУ «Центр Агроаналитики» Рудольф Булавин. По данным Минсельхоза, к 12 декабря в России намолочено почти 158,7 млн т зерновых и зернобобовых (+31,9 млн т к уровню 2021-го) в первоначально оприходованном весе, в том числе пшеницы — около 105,7 млн т (+26,6 млн т), ячменя — свыше 24,5 млн т (+5,6 млн т). Итоговый результат будет зависеть от уровня рефакции и окончательных результатов уборки кукурузы, намолот которой затянулся по причине неблагоприятных погодных условий, поясняет эксперт. Агроведомство оценивает урожай зерновых и зернобобовых в весе после доработки в 150 млн т, в том числе пшеницы — 100 млн т.
По прогнозу «Русагротранса», урожай зерна в завершившемся году составит около 154 млн т в весе после доработки, из них пшеницы — 101,5 млн т, ячменя — примерно 23,2 млн т. Сбор кукурузы может достигнуть рекордных 16,03 млн т, в начале декабря ее уборка возобновилась (в основном в центральной части страны и в Поволжье), а урожайность оставалась достаточно высокой, несмотря на поздний выход в поле, рассказывал тогда директор департамента стратегического маркетинга компании Игорь Павенский.
Институт конъюнктуры агарного рынка (ИКАР) объем производства зерна в 2022 году оценивает в 153 млн т в чистом весе, из которых 101,5 млн т придется на пшеницу. Общий результат будет примерно на четверть превышать показатель 2021-го и на 14 % объем зернового урожая собранного в предыдущем рекордном 2017 году, подсчитал сооснователь и коммерческий директор исследовательской компании NTech Дмитрий Трифонов.
Уборка шла не без проблем
Опрошенные «Агроинвестором» сельхозпроизводители тоже сообщают о высоких и рекордных показателях производства. «По всем зерновым культурам мы получили урожайность выше плановой», — доволен гендиректор «Прогресс Агро» (Краснодарский край) Леонид Рагозин. Так, компания намолотила 246 тыс. т пшеницы, собирая с гектара по 69,5 ц, из этого объема 85 % — зерно третьего и четвертого класса. Ячменя получили около 19 тыс. т с урожайностью 73,9 ц/га, кукурузы на зерно — 49,3 тыс. т при среднем сборе с гектара в 79,8 ц.
Хороший урожай собран в концерне «Покровский» (Краснодарский край). По всем основным агрокультурам он выше показателей предыдущих лет, утверждает главный агроном группы Лидия Кухаренко. Намолот зерна составил 800 тыс. т, из которых более 700 тыс. т пришлось на продовольственную пшеницу. «При этом мы не меняли севооборот, валовый сбор увеличивается благодаря внедрению современных технологий и ведущих научных разработок на наших полях, — говорит специалист. — Так, при тех же посевных площадях средняя урожайность ячменя по сравнению с 2021 годом выросла на 20 %, до 82,2 ц/га, пшеницы — на 10 %, до 70,2 ц/га, кукурузы — на 20 %, до 64,8 ц/га».
Более 50 % пашни концерна — зерновой клин, эта пропорция не меняется, так как главное в растениеводстве — это стабильность, считает Кухаренко. Урожайность агрокультур зависит от грамотно сформированного севооборота, системы минерального и органического питания, качественных современных СЗР и сроков выполнения полевых работ. «Если почва хорошо подготовлена, внесены необходимые дозы минеральных удобрений, если культура земледелия на высоком уровне, то можно зарабатывать при любой погоде и любой конъюнктуре рынка», — уверена она.
Уборка зерновых, впрочем, шла не совсем гладко, признается Кухаренко. Были проблемы со сбором кукурузы на зерно в предгорных районах Краснодарского края, где из-за высокой влажности пришлось сдвинуть сроки начала уборочных работ на два месяца — с сентября на ноябрь. Завершилась уборка урожая уже в декабре.
С такими же сложностями столкнулась и ГК «АгроТерра». По словам финансового директора группы Ирины Бычковой, если в 2021 году уборка поздних зерновых завершилась уже к началу ноября, то сейчас в середине декабря хозяйства холдинга все еще убирали последние гектары с кукурузой и подсолнечником. «И мы не одни такие в Центральном Черноземье, в некоторых регионах ситуация с погодой во время сбора урожая была настолько сложной, что вводился режим чрезвычайной ситуации», — знает она. Общие же объемы производства зерна в холдинге выросли по сравнению с предыдущим годом почти на 15 %.
Рост затрат и сложности с логистикой
Да и в целом первая половина зернового сезона 2022/23 не была для производителей простой, как и весь завершившийся год. «Серьезные звоночки о том, что 2022 год будет очень сложным, раздались летом 2021-го, — делится Рагозин. — Именно тогда аграрный бизнес буквально почувствовал на себе резкий скачок цен по всем основным расходным статьям». Затраты на удобрения, средства защиты растений, логистику и многое другое возросли в два раза. Тогда, проанализировав ситуацию, «Прогресс Агро» начал искать возможности снижения себестоимости в оптимизации, проектной работе, опираясь на внедренную несколько лет назад систему бережливых технологий. «Мы стали еще больше вкладывать средств в науку, селекцию, генетику и “цифру”, хорошо понимая, что здесь можно и нужно совершать большие прорывы, — говорит руководитель. — Также мы ускорили переход на переработку продукции растениеводства: начали строительство мукомольного производства мощностью переработки 300 т зерна в сутки».
В первой половине сезона на агробизнес оказывали влияние два разнонаправленных фактора, отмечает руководитель сельскохозяйственного подразделения концерна «Покровский» Максим Мишарев. С одной стороны, выросли затраты практически на все материально-технические ресурсы, которые используются в сельхозпроизводстве. Стоимость некоторых позиций увеличилась значительно, например семян кукурузы — на 40 %. А запчасти и комплектующие не только стали в полтора-два раза дороже, но и сроки поставки выросли до двух-четырех месяцев, причем с рассрочки платежа все поставщики перешли на предоплату. С другой стороны, на фоне экспортных ограничений и рекордного урожая зерновых в России снизились цены, по которым аграрии могут продать свою продукцию. Причем эти два процесса не были пропорциональными: при росте себестоимости производства минимум на 20 % стоимость реализации зерна упала от 30 до 50 %, утверждает топ-менеджер.
Сложно найти такой фактор, который не стал бы вызовом для сельхозпроизводства в ушедшем году, считает Бычкова. «Как и многие другие игроки, мы получили очень хорошую урожайность, но невероятно сложные погодные условия во время уборки привели к снижению качества продукции, — признает она. — Помимо этого, цены на все составляющие производства и запчасти существенно выросли, а стоимость продукции на внутреннем рынке относительно 2021 года значительно снизилась, и перспектив роста пока не видно».
Были и определенные сложности с импортозамещением производственных ресурсов, продолжает топ-менеджер. «Хорошо, что каждый год наш Центр развития технологий проводит огромное количество экспериментов, направленных на формирование технологического меню, где у каждой популярной позиции по СЗР и удобрениям подобрано несколько аналогов, — рассказывает она. — Такую работу мы ведем уже шесть лет, поэтому сейчас смогли оперативно сделать ряд изменений в технологии в связи с недоступностью некоторых позиций». А вот ситуация с семенами гораздо серьезнее. Долгое время отечественной генетике не уделялось достаточного внимания, и так быстро это направление не перезапустить. Поэтому «АгроТерра» все еще вынуждена закупать импортные семена и гибриды. Но одновременно работает над тем, чтобы в следующие пару сезонов увеличить объем производства собственных гибридных и сортовых семян кукурузы, подсолнечника, сои, доля импорта которых до сих пор была достаточно высокой.
Поставки за рубеж набирают обороты
Экспорт зерна под воздействием санкций и неопределенности, с которыми сталкивались зарубежные участники рынка — фрахтовики, страховые компании, банкиры, — первые три месяца шел по отстающему графику, напоминает вице-президент Российского зернового союза (РЗС) Александр Корбут. «Но наши экспортеры молодцы, они сумели адаптироваться под новые условия работы, и поставки активизировались, — говорит он. — Правда, случилось это уже к концу осени, когда вывоз как из глубоководных портов, так и по малой воде затруднен из-за неблагоприятных погодных условий».