Абьюз, шлепки, контроль: более 20 млн россиян сталкивались с партнерским насилием
Партнерское насилие — интимное и малозаметное. Зачастую люди предпочитают не говорить о нем, а до полиции и СМИ доходят только его самые вопиющие случаи. Forbes Woman публикует исследование, которое показало: в России миллионы пострадавших, и в основном это женщины
В 2021 году независимые социологи Иветта Сергеева и Эмиль Камалов провели исследование уровня партнерского насилия в России, которое позволило оценить количество пострадавших. Они опросили 6800 мужчин и женщин, воспользовавшись четырьмя исследовательскими методами, два из которых включали рандомизированные контролируемые эксперименты.
В своей колонке для Forbes Woman Сергеева и Камалов рассказывают о результатах исследования и объясняют, почему проблема партнерского насилия России гораздо масштабнее, чем об этом пишут и говорят, что мешает собирать и обрабатывать статистические данные и почему это преимущественно «женская проблема».
Что такое партнерское насилие
Согласно международным конвенциям, под партнерским насилием понимается физическое, психологическое, сексуализированное и экономическое насилие, совершаемое людьми в отношении своих партнеров (жен, мужей, парней, девушек или квир-персон).
Физическим насилием признаются не только удары кулаком, удушения, пинки и таскания за волосы, угрозы оружием, но и пощечины, даже случившиеся один раз в жизни. Сексуализированным насилием считается любой вид сексуального поведения со стороны партнера, совершаемое без согласия второй стороны. К психологическому насилию относятся попытки контроля за перемещениями, социальными связями партнера, его или ее карьерой, а также разного рода повторяющиеся унижения и угрозы. Наконец, экономическое насилие — это контроль за счетами партнера и тем, как он или она расходует деньги.
Никто не застрахован от партнерского насилия — оно совершается по всему миру каждый день. Однако оно считается гендерно-обусловленной проблемой, затрагивающей в основном женщин. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, каждая четвертая женщина планеты старше 15 лет сталкивалась насилием со стороны своего партнера (парня/мужа) как минимум один раз в жизни. Каждая 10-я женщина пережила подобное насилие со стороны партнера за последний год.
География партнерского насилия неравномерна — одни страны больше затронуты проблемой, чем другие. Самые неблагоприятные страны — Бангладеш и Фиджи, в которых более 50% женщин подверглись партнерскому насилию хотя бы раз в жизни. Среди наиболее безопасных стран — Швейцария, Грузия и Армения, в которых только 10% женщин сообщают о пережитом партнерском насилии за всю жизнь.
Насилие о котором не говорят
Измерение партнерского и, шире, домашнего насилия — это большая головная боль для социологов, и тому есть несколько причин.
Для оценки партнерского насилия нельзя полагаться исключительно на административные данные (то есть на статистику полиции или медицинских учреждений), так как не все пострадавшие обращаются за помощью или получают ее при обращении. Данные исследования показывают, что женщины, даже пережившие тяжелое физическое насилие, не обращаются за помощью в полицию из-за недоверия полиции (26%), испытываемого стыда (33%) и унижения (18%), которые они ожидают от общения с сотрудниками. Для мужчин, переживших тяжелое физическое насилие, наиболее популярными причинами не обращения в полицию являются убежденность, что это частное или семейное дело (37%), а также признание произошедших событий незначительными (32%).
Дополнительная проблема заключается в том, что административные данные далеко не всегда адекватно хранятся и обрабатываются, из-за чего возникает большое количество вопросов к их надежности. По этим причинам Европейский Союз, опираясь на положения Стамбульской Конвенции (одного из главных международных документов по борьбе с насилием в отношении женщин), не рекомендует использовать исключительно официальные данные для оценки насилия. А, например, Великобритания и вовсе отказалась от использования подобных данных в формировании статистики о преступлениях из-за непрозрачности их производства.
Как же оценить уровень партнерского насилия, если данные официальных служб неполные и неточные?
Например, о партнерском насилии можно спросить у самих людей. При проведении социологических опросов исследователи нередко приходят к жителям страны домой и задают вопросы, в том числе, об опыте насилия.