А вот и не слипнется
Тяга к сладкому возникла задолго до того, как появились шоколадные эклеры, клубничное варенье, газировка, да и, если на то пошло, сами люди. Для наших далеких предков сладость была признаком того, что еда, скорее всего, неядовита и является хорошим источником энергии. В большинстве случаев за приятный вкус отвечал тот же самый сахар, который мы позже научились производить из сахарного тростника, свеклы и других растений. В наши дни богатая углеводами пища часто ассоциируется с праздником или наградой. С раннего детства мы привыкаем к тому, что на день рождения будет торт, а за хорошую оценку можно получить шоколадку. Но все эти плюсы оборачиваются минусами, когда сахара вокруг становится слишком много.
В начале октября состоится премьерный форум «БИОПРОМ: промышленность и технологии для человека». Мы поговорили с некоторыми его участниками о сахарозаменителях и о том, почему пищевая индустрия заинтересована в сладких белка́х.
Без него никуда
Мы называем сахаром дисахарид сахарозу, который состоит из фруктозы и глюкозы.
Глюкоза — один из самых распространенных источников энергии для живых организмов. Наряду с другими моносахаридами, до которых расщепляются все углеводы, полученные нами с пищей, она входит в состав многих важных молекул и тканей организма — например, коллагена, иммуноглобулинов и некоторых гормонов.
Именно глюкоза служит основным источником энергии для головного мозга и единственным — для эритроцитов. Она так важна, что мы даже производим ее сами в процессе глюконеогенеза из неуглеводных соединений, чтобы поддерживать постоянный уровень сахара крови. Но лучше все-таки получать энергию из углеводов, а проще и быстрее всего — из сахара. И было бы отлично, если бы мы получали ровно столько, сколько нужно. Однако механизмы запасания энергии в виде жира при профиците калорий (и неважно, из сахара они или из огурцов) функционируют в нас слишком хорошо. Это приводит к проблемам со здоровьем: диабету, сердечно-сосудистым заболеваниям, ожирению и другим.
Другой компонент сахара, фруктозу, часто относят к заменителям сахара, так как она в полтора раза слаще сахарозы и не так сильно повышает сахар крови. В свое время это сделало фруктозу популярной среди диабетиков. Правда, особого смысла в замене сахара на фруктозу нет: в организме она все равно преобразуется либо в глюкозу, либо в жир, так как напрямую из этого моносахарида мы энергию получить не можем. Но это относится к добавленной фруктозе. Что же касается фруктозы, которая содержится во фруктах и ягодах, то, если вы едите примерно две порции в день (порядка 200 грамм), переживать не стоит, тем более что вместе с фруктозой вы получите еще и витамины, микроэлементы, клетчатку и полезные фитохимические вещества.
ВОЗ рекомендует ограничить потребление добавленного сахара до 10 процентов от общей суточной калорийности, а еще лучше — до 5 процентов. Это эквивалентно примерно 25 граммам сахара (около шести чайных ложек) для взрослого человека в день. На самом же деле, по данным Роспотребнадзора, в среднем россиянин съедает 107 грамм сахара в сутки, или 39 килограмм в год.