«Я разрешила себе любить детей по-разному»
«Мам, меня же ты любишь больше?» — спрашивает средняя дочь. Мы сидим на мостике и смотрим далеко в море. В этот самый момент я именно так и чувствую. Что люблю ее больше всех на свете. Но ей я этого не говорю.
Я отвечаю корректно: «Я люблю вас по-разному, но одинаково сильно. Тебя — как самую невероятную пятилетнюю девочку на земле». «А Каю?» — спрашивает дочь. «А Каю — как самую невероятную годовалую. А Лолу — как самую невероятную восемнадцатилетнюю», — отвечаю заученными фразами. Я точно знаю, что надо сказать, чтобы никого не обидеть. Я два месяца изучала тему братьев и сестер, когда готовила сценарий нового мультика «Малыш дома».
У всех родителей есть любимчики, утверждает Джеффри Клугер, автор книги «Братья и сестры: сила родства», и подкрепляет свое утверждение цифрами. «Исследование показало, что 70% отцов и 65% матерей признавались в этом», — рассказывает Клугер и с улыбкой предлагает обратить внимание на слово «признавались», — возможно, другие родители лучше умели это скрывать».
Так значит, что моя мама говорила неправду, когда утверждала, что мы с сестрой как две ее руки: левая и правая? Не зря каждый раз я думала, что, выбирая между правой и левой, мало кто выберет второй вариант. И скорее всего именно я — левая.
Необходимо признать правду
Теперь, став мамой, я понимаю, что так и правда бывает. Кто-то из детей мне ближе, кто-то «дальше». И мне кажется, очень важно эту данность принять, потому что принятие помогает трезво посмотреть на ситуацию.
Многие родители боятся быть уличенными в неравном отношении. Настолько, что каждый раз, когда дети пытаются указать на его признаки, мамы и папы бросаются отрицать очевидное: «Нет, одинаково». «Это ты просто ревнуешь». «Конечно, люблю вас обоих». Только дети все равно чувствуют разницу.
И дело, конечно, не в том, что вас упрекнули в раздаче кусков торта разных размеров. Если бы дело было в торте, мы бы скупили приспособления для точного расчета. Однако, как бы мы ни старались отрезать ровные куски, в тех моментах, когда мы бессознательно делаем выбор в пользу одного из детей, происходит прокол.