Танец маленьких людей
Ксения Рождественская о новом фильме Александра Миндадзе
В ограниченный прокат выходит «Паркет», история о постаревших танцорах танго, встречающихся на юбилее своего клуба. В новом фильме Александра Миндадзе танец — метафора творчества, которое важнее жизни, но не может победить смерть
«Танго! Да здравствует танго!» — разодетые дамы и элегантные мужчины пьют в банкетном зале, смеются, толкаются. Между ними мечется немолодой дядечка в почти клоунском жилете: «Это же я, гады! Я Какаду! Говорит что-то?» Он — некогда известный тангеро, четверть века назад у него был номер «Какаду и две его телки», вот телок-то своих он и ищет. Конечно, находит, хотя теперь, по меткому замечанию одной из них, они годны лишь для номера «Какаду и две его тетки». Завтра они должны танцевать перед публикой, у них есть один вечер, чтобы порепетировать и вспомнить молодость. Одна из «теток», Валенсия, была его женой, пока он не залез на вторую, Элизабет. Могут ли они станцевать как 25 лет назад? Куда делась молодость?
Кинодраматург и — вот уже четвертый фильм подряд — режиссер Александр Миндадзе не раз говорил, что занимается «самоэкранизацией», экранизирует свои иллюзии. «Паркет» — фильм о великой иллюзии, о творчестве, которое важнее жизни, и о том, как ехидна и жестока старость.
Валенсия, Элизабет и Какаду, эти две ядовитые Джинджер и привыкший балагурить Фред, большую часть фильма упиваются своими последними истериками — ближе к финалу станет понятно, что в семьях у них просто нет пространства для чувств. Какаду (Анджей Хыра — «Катынь», «Доктор Лиза») подчеркнуто эстраден, Валенсия (израильско-русская актриса Евгения Додина — «Полурусская история») намеренно безэмоциональна, ее антипод Элизабет (Агата Кулеша — «Ида», «Холодная война», «Снега больше не будет») переигрывает, пережимает, истерит, издевается над партнерами. Кулеша — победитель польского телевизионного конкурса вроде «Танцы со звездами», поэтому с танцами в «Паркете» все вроде бы хорошо. Но кого интересуют танцы, когда можно поиграть в молодость?