«Я бы не решилась на такой проект в Москве»: предприниматели — о работе в регионах
Из-за геополитической ситуации российскому бизнесу стало сложнее выходить за рубеж. В качестве альтернативы предприниматели рассматривают развитие в регионах. К чему готовиться бизнесу за пределами Москвы, рассказали основатели проектов из Екатеринбурга, Нальчика, Владивостока и других городов во время сессии «Региональное предпринимательство» на форуме «Успех к 30: взгляд на новый мир».
В Москве 29 июня во второй раз состоялась конференция «Успех к 30: взгляд на новый мир» — форум молодых талантов, который объединил участников списка Forbes «30 до 30» за пять лет его существования в России, а также успешных топ-менеджеров, предпринимателей, деятелей спорта, науки и искусства, представителей медиасферы. Одну из сессий, «Региональное предпринимательство», мы посвятили вопросам развития бизнеса в небольших городах.
В дискуссии приняли участие: владелица бара «Нацмены» Зухра Кабардукова, основательница центра цифровой агродиагностики Aerospace-Agro, победительница в категории «Наука и технологии» Елена Константинова, основательница социального проекта «Это не PROSTO вещи», победительница в категории «Социальные практики» Валерия Костина, генеральный директор некоммерческой организации «Коломенский центр познавательного туризма «Коломенский посад» Наталья Никитина, владелец промышленного яблоневого сада в Нижегородской области Антон Пермяков, сооснователь сети бургерных «Краснодарский парень» Юрий Рой, основатель управляющей компании «Лига ЖКХ» и онлайн-платформы для управления домами Doma.AI Илья Сотонин.
Гости рассказали об инструментах продвижения, которые не работают в регионах, поделились особенностями конкуренции с местными игроками, а также ответили на вопрос: насколько предвзято локальные партнеры и клиенты относятся к предпринимателям до 30?
Forbes публикует самые интересные выдержки из беседы.
О мотивации работать в регионе
Зухра Кабардукова: «Я очень люблю свою малую родину (Нальчик. — Forbes) и всегда понимала, что когда-нибудь я туда вернусь. [В 2020 году] из-за пандемии я там неожиданно осталась. [Во время COVID-19] делать было нечего, и я решила открыть бар с национальной кухней. [Тогда] ничего похожего в городе не было, а мне хотелось показывать богатство национальной кухни друзьям из других городов и стран <...> Я бы не решилась на такой проект в Москве: во-первых, количество денег, которые нужно вложить, сильно отличается [в Нальчике и столице], во-вторых, в своем регионе я ориентируюсь лучше, чем в Москве».
Валерия Костина: «Мы с коллегами часто бывали в Москве и Петербурге и видели, как там развиваются проекты по сбору и распределению вещей. У нас (в Приморском крае. — Forbes) не было таких инициатив. Сначала мы ждали, когда они появятся, и мы сможем перестать выкидывать вещи в мусорку. Но этого не случилось, поэтому мы взяли и сделали такой проект сами (имеется в виду сервис по сбору ненужных вещей в Приморском крае «Это не PROSTO вещи». — Forbes)».
Антон Пермяков: «Почему родной регион? Потому что были земля по адекватной цене и административный ресурс. Сельское хозяйство сейчас активно развивается и есть множество [государственных] программ поддержки и субсидии. <…> Многих пугает общение с госучреждениями. Но в моем регионе (Нижегородская область. — Forbes), куда бы ты ни пришел (имеются в виду административные органы. — Forbes), тебе везде помогут <…> потому что регион заинтересован в развитии, в особенности молодыми предпринимателями».
Илья Сотонин: «[Когда я учился в институте] мои родители купили квартиру [в Екатеринбурге] в доме 1932 года постройки. Это был ушатанный дом, но в хорошем месте, в центре, и с классным названием — «Городок чекиста». Они сделали ремонт в квартире, а затем стали приводить в порядок подъезд и двор. Разговоры о том, что жители могут вкладывать силы, время и деньги в благоустройство дома и улучшать качество своей жизни, меня и вдохновили [на запуск компании]. Вообще бизнес ЖКХ — про расширение зоны комфорта и вместе с тем зоны ответственности. Когда ответственность выходит за пределы твоей квартиры, ты начинаешь думать о том, как могут выглядеть твой подъезд, двор, район и город — по-другому относиться к месту, где живешь».