«Золотой Единорог»: как с нуля сделать международный кинофестиваль по принципу стартапа
С 25 по 1 декабря в Великобритании пройдет ежегодный кинофестиваль Russian Film Week, где лучшим российским картинам 2019 года вручается премия «Золотой Единорог». Forbes Life поговорил с его основателем, предпринимателем и продюсером Филипом Перконом о том, почему 10 лет назад русские бизнесмены были открыты миру, зачем продвигать отечественные фильмы за границей и как меняется наша киноиндустрия прямо сейчас.
Филип, впервые я услышала о вас, когда вы лет 10 назад создали в Лондоне Russian Business Week. Что это была за история, и как она в итоге трансформировалась в кинофестиваль?
Здесь нужна небольшая предыстория. Я родился в Стокгольме, в Швеции. Мои родители — оба русские — переехали туда еще в конце 80-х из Санкт-Петербурга. Отец — коллекционер и арт-дилер, мама — архитектор, бабушка — искусствовед. Поэтому, безусловно, интерес к русской культуре мне прививали с детства: я должен был понимать русский юмор, смотреть «Городок» и советское кино. Потом я в 12 лет переехал в Англию, учился в местных школах — сначала в Винчестере, потом в Гордонстуне. Эта частная школа в Шотландии известна тем, что в ней учились принц Филипп и принц Чарльз (причем Чарльза страшно мучали одноклассники). Я на тот момент уже достаточно плохо говорил по-русски, но о корнях всегда помнил.
Впервые с русской диаспорой я столкнулся, когда поступил в London School of Economics (LSE) на экономический факультет. Я сразу вступил в общества Russian Business Society и в Russian Society, потому что мне очень импонировала вся история про русские идеи, русских людей. Ведь я, с одной стороны, был их соотечественником и эмигрантом, а с другой, оставался несколько отчужденным, потому что даже говорил на таком смешном устаревшем русском языке с акцентом — как меня когда-то бабушка с дедушкой учили.
Это был 2006-й год, Россия показывала экономическое чудо, не было ни кризисов, ни политических противостояний. Все любили Россию, все любили Путина, все любили русский бизнес. Россия была в супер-тренде. А в LSE тогда были очень популярны национальные форумы, немецкие студенты, например, привозили ГерхардаШредера с лекцией. И я тогда подумал, а почему же наши бизнесмены и политики не приезжают? На тот момент я уже выбрали президентом русского бизнес-сообщества, и в 2008-м году сделал первую Russian Business Week.
Кто к вам тогда приехал? Я помню, вы даже Кудрина привозили.
Кудрин был, но позже. В первый год пришли, например, глава «Газпрома» в Лондоне и главный экономист «VTB-Europe». Из России тогда было сложно кого-то позвать, да и вообще первый раз был экспериментальный. Но в итоге зал был забит людьми, слушатели буквально сидели на головах друг у друга. На второй год состав был уже солидный — например, Владимир Якунин, который как раз возглавлял РЖД, Рубен Варданян, руководивший в то время «Тройкой Диалог». Для них мы позиционировали форум как шанс приехать в Лондонскую школу экономики, чтобы поговорить о бизнесе и России с будущими элитами из разных стран, потому что LSE знаменита тем, что из нее выпускаются топ-менеджеры, политики, чиновники.
Я проводил Russian Business Week на протяжении пяти лет. Это дало мне невероятное погружение в русский бизнес, политику и экономику через прямое общение со спикерами, поездки в Россию.
Какое на вас тогда впечатление произвели ваши спикеры? Что вы — по сути, европеец — поняли про культуру российского бизнеса?
Это очень интересный вопрос, потому из сегодняшнего дня повестка десятилетней давности выглядит совсем иначе. Это был 2008–2009 годы — взлет экономики страны, всеобщая эйфория по поводу России: везде кризис, а там все хорошо. Меня впечатлило, что в России тогда было невероятное стремление сотрудничать с зарубежными банками, аудиторскими компаниями. И на мой взгляд, российский бизнес в тот момент был по-настоящему открытым и интернациональным — и это приносило свои плоды. К работе с отечественными компаниями стремились все, включая британцев.
Кто на меня больше всех произвел впечатление? Наверно, Владимир Якунин. Мне было 19 лет, поэтому меня тогда очень удивило, что управленец большой государственной корпораций тратит свое время — и много времени! — на студентов за рубежом и предлагает им интересные программы стажировки в компании. Он тогда рассказывал, что мечтает, чтобы молодые профессионалы возвращались в Россию. На лекциях он говорил не столько про железные дороги, сколько про геополитику – и упоминал вещи, которые в 2009 году было странно слышать: про противостояние с американцами, например. Мы этого всего даже не понимали тогда, но слушать было очень интересно.
А потом все изменилось. В 12–13-м мы заметили резкий спад интереса к России, еще до украинских событий. На Russian Business Week — после тысячных залов в 2–3 раза упала посещаемость. При том, что спикеры приезжали очень интересные. С одной стороны, не было никаких кризисов, никаких противостояний, а с другой, чувствовалось, что местная публика как-то разочаровалась в «русской идее». Случилась «рокировка» Путина и Медведева — и для зарубежной молодежи и русской диаспоры это стало моментом, когда они махнули рукой, мол, «ну все понятно».
А я как раз ушел работать в инвестиционный банк BNP Paribas, который занимался в том числе Россией, и оставил форум. Но Russian Business Week все еще существует, ребята делают ее 11-й год. После украинских событий, насколько я вижу, на бизнес-форумах снова повысился интерес к России, поскольку есть какое-то противостояние двух стран, а это всегда привлекает аудиторию. Я же параллельно некоторое время занимался организацией больших концертов в Лондоне, в том числе Бориса Гребенщикова, группы «Аквариум» и ДДТ. Таким образом из бизнес-форума я перешел полностью в культурную сферу.