Защита от дурака: зачем начальник инициирует конфликт в коллективе
Грамотный менеджер может умышленно заложить конфликт там, где это необходимо, чтобы поднять продуктивность конкурирующих отделов
Конфликты в деловой среде чаще всего носят негативный окрас, посему многие умалчивают об их наличии в коллективе, а на рынке труда отдают предпочтение «неконфликтным» кандидатам. Однако без разногласий, тем более в бизнесе, невозможно обойтись. Главное — правильно использовать их для блага общего дела. Простейший пример: руководитель желает, чтобы сотрудник выполнял в день максимальное число задач, сотрудник же хочет делать минимум, получать максимум, а на работу в идеале не ходить вовсе. Если бы не было этого конфликта, каждый двигался бы к своей точке, а работа так и не была бы сделана.
Грамотный менеджер не борется с конфликтами, а управляет ими. Более того, он даже может изначально заложить конфликт там, где это необходимо, чтобы поднять продуктивность. Два конкурирующих отдела, находясь в конфликте, будут бежать быстрее, поэтому такой конфликт не стоит сглаживать.
Дать повод
Для начала нужно пояснить, что конфликты бывают плохими и хорошими, и разница заключается в поводе. Самый худший конфликт — возникший на почве расхождения во взглядах на ценности. Например, сотрудник считает, что свобода важна, а босс с этим не согласен. Здесь уже ничего нельзя сделать: менять ценности других людей — неблагодарное и бессмысленное дело. Придется менять либо босса, либо сотрудника, потому что такой конфликт не приведет ни к чему продуктивному. Кстати, именно поэтому культура компании должна быть однородной. Если вы не сходитесь в ценностях, вы не сойдетесь ни в чем.
Хорошие конфликты — это расхождения в принципах принятия решений и целях. Такие стычки можно считать позитивными, потому что они обсуждаемы и помогают выявлять недостатки менеджмента, «баги» в рабочих связях. Кроме того, стоит помнить, что конфликты производят много эмоциональной энергии. Она может быть как положительной, так и отрицательной. Но нельзя отрицать, что это мощный двигатель. Например, рассказывая на планерке сотрудникам из одной группы об успехах другой, вы создаете конфликт, который