Анна Толстова о Николае Фешине

WeekendКультура

На фоне Серова

Анна Толстова о Николае Фешине

«Портрет Н. М. Сапожниковой (на фоне обоев)», 1916

В Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке открыта выставка Николая Фешина (1881–1955) из коллекции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Небольшая выставка к 140-летию со дня рождения художника из самого большого собрания его работ в Российской Федерации предъявляет публике хрестоматийный набор фешинских «хитов» казанского периода.

После «Портрета Вари Адоратской» в Николае Фешине увидели наследника недавно скончавшегося Серова. Это была самая яркая (разумеется, не в смысле цвета: «Его бескрасочность — его валюта»,— скажет о Фешине один из учеников) вещь на очередной выставке Казанской художественной школы. И ее тут же принялись сравнивать с «Девочкой с персиками» — и коллеги с учениками, и журналисты, и простая публика, мнение которой выразил в мемуарах известный в будущем искусствовед Корнилов (его собственную коллекцию сейчас как раз можно посмотреть в галерее Ильдара Галеева), а тогда, в 1914-м, мальчишка-реалист, ученик реального училища. В следующем году портрет показали на выставке Товарищества передвижных художественных выставок, и если выставочная судьба его сложилась сравнительно удачно, то уж искусствоведческих чернил по поводу «Вари Адоратской» было пролито едва ли не больше, чем по поводу «Девочки с персиками»: тут и жемчужные переливы, и светлый образ детства, и внимание к внутреннему миру ребенка — как только стало можно писать об эмигранте Фешине не пренебрежительно-снисходительно (см., например, «Одноэтажную Америку» Ильфа и Петрова), а в комплиментарном духе (это случилось в середине 1960-х, когда в Казани, Москве, Ленинграде и Кирове прошла большая фешинская ретроспектива), портрет был превознесен и расхвален на все лады. В советские времена — как одна из вершин фешинского реализма, в постсоветские — как одна из вершин русского модерна и прекрасный образец сложившейся фешинской манеры, так полюбившейся заказчикам и коллекционерам,— с фирменной матовостью, сухостью, нон-финито, с вязкими казеиновыми грунтами и мазками, энергично втертыми в холст мастихином.

«Обнаженная в ванной», 1920-е
«Обливание», 1911–1914

«Девочку с персиками» полезно держать в уме, глядя на «Портрет Вари Адоратской»: между ними четверть века — и пропасть в смысле эволюции живописи и эволюции нравов. Картина бесповоротно стала плоскостью, покрытой красками в определенном порядке, как говорил Дени,— серые фоны у Фешина работают в этом плане не хуже, чем золотые у Климта. Что до светлого образа детства, то он уселся на стол с ногами, подсунув под голую коленку плюшевого мишку, и такой стол с нехудожественным беспорядком из посуды, фруктов и игрушек, неряшливо разбросанных по скатерти, был бы совершенно немыслим в добропорядочном абрамцевском доме Мамонтовых. Впрочем, беспорядок, тяготеющий к орнаменту, был нужен ради пятен голубого и оранжевого. Дело, однако, тоже происходит в богемном купеческом доме, точнее — в мастерской. На третьяковской выставке есть несколько портретов (два камерных этюда и две большие парадные картины) тети Вари Адоратской, Надежды Сапожниковой, купеческой дочки, художницы, ученицы Фешина, его покровительницы, коллекционерки и даже переводчицы,— она, только что выпустившаяся из Казанской художественной школы, сопровождала учителя, только что выпустившегося из Императорской академии, в пенсионерской поездке по Европе (где, кстати, задержалась на пару лет — в мастерской ван Донгена) и весьма облегчала ему, языков не знавшему, жизнь. Портреты Сапожниковой, в том числе самые декоративные, вроде того, где она сидит спиной к роялю на фоне узорчатых обоев, отличаются вообще-то не свойственной Фешину психологической глубиной — в ней, женщине умной, талантливой, образованной, властной, славившейся мужским характером и, если верить сплетникам, всю жизнь безответно влюбленной в учителя, в ее тяжелом, аналитическом взгляде и тяжелом, неженственном облике есть какая-то странная, большая, подлинная, интеллектуальнодуховная красота. Сапожникова тоже писала племянницу — вот где настоящее внимание к внутреннему миру ребенка; что же касается фешинского портрета, это она предложила девочку в качестве модели и собственную мастерскую, бывшую также модным в Казани художественным салоном, в качестве интерьера. Судя по воспоминаниям самой Адоратской, Фешину на внутренний мир и прочие чувства ребенка было плевать, он, несмотря на ее протесты, усадил натурщицу на стол

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мастер Цыганов Мастер Цыганов

Сцены из жизни и сцена в жизни Евгения Цыганова

Men Today
Это нужно увидеть: фильмы — лауреаты Каннского фестиваля Это нужно увидеть: фильмы — лауреаты Каннского фестиваля

Вспоминаем лауреатов Канн последнего десятилетия

Cosmopolitan
Снимите это немедленно Снимите это немедленно

Союз больших модных Домов и артхаусных режиссеров как win-win-стратегия

Vogue
5 ошибок Марии Скуровой, основательницы Perfluence и Mamsy 5 ошибок Марии Скуровой, основательницы Perfluence и Mamsy

Мария Скурова рассказала, какие ошибки совершила за 10 лет своего бизнеса

Inc.
Как данные об океане за XIX век помогут нам предсказывать последствия изменения климата Как данные об океане за XIX век помогут нам предсказывать последствия изменения климата

Создана модель прогнозирования уровня солености океанов

Популярная механика
Урна с восточным орнаментом Урна с восточным орнаментом

Рассказ Антона Секисова о журналисте, который интервьюирует у похоронного агента

Esquire
13 фильмов, снятых по мотивам книг 13 фильмов, снятых по мотивам книг

Лучшие экранизации, которые мы советуем посмотреть

GQ
За пять минут до полуночи... Маршрут № 1 За пять минут до полуночи... Маршрут № 1

Путешествие из Петербурга в Москву - любимое русское занятие

Караван историй
Анекдот пропагандиста Анекдот пропагандиста

Турецкий султан так никогда и не получил легендарное письмо казаков

Вокруг света
Убойная сила: как ветеран фитнес-индустрии воюет за долю рынка стоимостью $244 млрд Убойная сила: как ветеран фитнес-индустрии воюет за долю рынка стоимостью $244 млрд

История фитнес-компании iFit от Скотта Уоттерсона: от рождения до наших дней

Forbes
Можно ли считать секстинг изменой? А отношениями? Отвечают люди, которые им занимаются, и эксперт по теме Можно ли считать секстинг изменой? А отношениями? Отвечают люди, которые им занимаются, и эксперт по теме

Обсудили явление страстных сообщений со всех сторон. А вы любите секстинг?

Playboy
Формула успеха: энергия и классные идеи Формула успеха: энергия и классные идеи

Как проходит день блогера-миллионника?

OK!
А дома лучше А дома лучше

История любви модели Жени Катавы и ее избранника

Tatler
Когда на Земле не останется ископаемого топлива Когда на Земле не останется ископаемого топлива

Многие правительства рассматривают переход на новые виды топлива

Популярная механика
Какого врача выбрать: мужчину или женщину? Какого врача выбрать: мужчину или женщину?

Как эмпатия, больше свойственная женщинам, помогает в борьбе с болезнями?

Psychologies
Оригинал или подделка? Как разобраться в сумках Louis Vuitton Оригинал или подделка? Как разобраться в сумках Louis Vuitton

Как отличить подделку от оригинала Louis Vuitton?

Cosmopolitan
Iris Iris

Производственный рассказ Татьяны Замировской про девушку и её цветочный бизнес

Esquire
Шампанское рекой и пьяные драки: купеческие свадьбы XIX века Шампанское рекой и пьяные драки: купеческие свадьбы XIX века

Купеческие свадьбы были похожи на церемонии, которые устраивали аристократы

Cosmopolitan
Бывший глава Nissan Карлос Гон рассказал, как бежал из Японии в ящике для музыкальных инструментов Бывший глава Nissan Карлос Гон рассказал, как бежал из Японии в ящике для музыкальных инструментов

Бывший глава Nissan Карлос Гон — о своем дерзком побеге из Японии

Inc.
Дар, которого лишился человек: инстинкт самосохранения Дар, которого лишился человек: инстинкт самосохранения

Как природа позволяет людям преодолевать страх небытия

Вокруг света
Трамп в Ленинграде и еще 4 ретрофотографии из СССР Трамп в Ленинграде и еще 4 ретрофотографии из СССР

Редкие фото времен СССР удивят даже знатоков

Вокруг света
Собственная реальность. О чем на самом деле написал Путин в своей статье Собственная реальность. О чем на самом деле написал Путин в своей статье

Президент России живет в своей реальности

СНОБ
Андрей Бурковский: «Для меня как для актера это был большой вызов» Андрей Бурковский: «Для меня как для актера это был большой вызов»

Герой этого номера Grazia – актер Андрей Бурковский

Grazia
Как проверить автомобиль с пробегом по базам. Полная инструкция Как проверить автомобиль с пробегом по базам. Полная инструкция

Что можно узнать об истории машины по VIN-коду

РБК
Кинем кости? Невероятная история настольных игр Кинем кости? Невероятная история настольных игр

Индустрия настольных игр переживает невиданный расцвет

Вокруг света
Свежие антиутопии, которые стоит прочесть Свежие антиутопии, которые стоит прочесть

Яркие антиутопические романы последних лет

Популярная механика
Спутница Юпитера Спутница Юпитера

Что узнала «Юнона» за пять лет работы на орбите Юпитера

N+1
Как я переехала в Италию и почему не вернусь обратно Как я переехала в Италию и почему не вернусь обратно

Почему наша героиня стала инициатором переезда семьи в Италию

Psychologies
Что написано на заборе Что написано на заборе

Источники, стоимость, побочные эффекты и последствия советских лозунгов

Weekend
Суперкар на воде: как создавалась скоростная яхта Tecnomar for Lamborghini 63 Суперкар на воде: как создавалась скоростная яхта Tecnomar for Lamborghini 63

Как итальянская верфь и Lamborghini создали суперкар на воде

Forbes
Открыть в приложении