Нарисуем, будем жить
Модные интерьеры все чаще строятся вокруг современного искусства. Как сделать его органичной частью дома?
Десять лет назад, когда мы фотографировали нью-йоркскую квартиру Марии Байбаковой, актуальное искусство уже успело стать неотъемлемой частью жизни богемы. А вот интерьеры с достойной коллекцией и соответствующей обстановкой были редкостью. Продвинутые коллекционеры, и Мария в их числе, выбирали формат white cube и создавали фоновые интерьеры, где арт-объекты находились в центре внимания. Это практичное решение с нулевым риском: оно обеспечивает прямой контакт с предметом искусства, ротация внутри коллекции проходит безболезненно, а подбор мебели и декора может быть почти произвольным — достаточно заказать комплект минималистских вещей известного бренда. Однако далеко не все готовы превращать дом в галерейное пространство, где пропасть между стулом и полотном на стене кажется непреодолимой.
Потребовалось время и усилия целого поколения декораторов, чтобы показать, что возможны и другие варианты жизни с искусством. Процесс был непростым из-за того, что традиции коллекционирования были прерваны советским бытовым аскетизмом, считают декораторы Надежда и Георгий Ананьевы. «Так сложилось, что мы упустили все те изменения, которые происходили с западными интерьерами в XX веке, — говорит Георгий. — Поэтому, когда на нас свалилась свобода выбирать любую мебель и виды отделки, интерес к декорированию стал превалировать, а культура коллекционирования еще не развилась. Идея приобрести современные арт-объекты без глубокого знания арт-рынка казалась рискованной и пугающей».
Сократить дистанцию между домашним бытом и музейной неприступностью арт-объекта помог растущий интерес к коллекционному дизайну. «Слово «искусство» вызывает у человека из постсоветского пространства четкие ассоциации с живописью и скульптурой, — поясняет Ираклий Зария, мастер эклектичных интерьеров, который прославился в светской Москве, оформив несколько домов нашей колумнистке Наталье Давыдовой aka Тетя Мотя. — Однако в этом уравнении есть и третий элемент — функциональные авторские предметы, винтажные или современные, созданные ограниченным тиражом и ни в чем не уступающие изобразительному искусству. Я не устаю объяснять клиентам, что лаконизм и отсутствие «нарядного» декора не умаляют ценности подобных вещей». Речь, например, про кресла Пьера Жаннере — брата Ле Корбюзье. В их дизайне аскетизм форм соседствует с ручным качеством изготовления. Многие предметы Жаннере были созданы ограниченными сериями специально для экспериментальных проектов его брата-архитектора. Экскурсы в историю искусства и дизайна XX века Зария, который много лет читает лекции в школе «Детали», соединяет с практикой: поездками на международные ярмарки и выставки. Неудивительно, что его заказчики продолжают пополнять домашние коллекции искусством и винтажем и по окончании ремонта.
Надежда и Георгий Ананьевы тоже уверены, что именно удачное соседство с винтажными предметами может помочь изобразительному искусству проявить себя с неожиданной стороны. Их любимый период — 1940‑1950‑е годы: время, когда дизайнеры отрисовывали каждую вещь вручную, ювелирно просчитывали пропорции и адаптировали ремесленные традиции к новой эстетике. «Вещи из этой эпохи — это универсальная линия, которая выдержит абсолютно любые взаимодействия, — говорит Надежда. — Сочетание винтажных кресел середины XX века и яркого арт-объекта похоже на союз хорошо воспитанного мужчины в возрасте и роскошной молодой женщины».