Василий Штабницкий: Самое время пересмотреть лечение пациентов с «легкой» астмой
3 октября Глобальной инициативой по бронхиальной астме (GINA) были опубликованы новые рекомендации по лечению этого заболевания, которые противоречат практике, принятой врачами в течение последних 50 лет. Так, сальбутамол и фенотерол исключены из списка рекомендованных препаратов по причине их опасности для пациентов. Мы попросили кандидата медицинских наук, ведущего пульмонолога клиник «Рассвет» и «Чайка» Василия Штабницкого прокомментировать новые стандарты.
Эксперты Всемирной организации здравоохранения считают бронхиальную астму глобальной проблемой: сейчас в мире этим заболеванием страдают около 300 млн человек — это от 4% до 10% взрослого населения планеты и 10–15% детей. Раньше было принято лечить самые легкие формы бронхиальной астмы короткими впрысками бета-адреномиметиков (препаратов, расширяющих бронхи). Однако новые исследования показали, что подобная монотерапия может принести больше вреда, чем пользы. В исследованиях 1994 и 2001 годов выяснилось, что риск смерти от бронхиальной астмы резко возрастает, если пациент использует за 2 месяца 3 баллончика ингаляционного препарата, содержащего бета-адреномиметик.
Что означают новые рекомендации?
Классически терапия, которая назначается пациенту с бронхиальной астмой, до поры до времени делилась на два крупных блока. Раньше мы говорили, что есть препараты скорой помощи, которые помогают вернуть дыхание к норме, и есть препараты базисной терапии, которые поддерживают текущее состояние пациента и не дают ему уйти в обострение. Стандартное назначение при бронхиальной астме было такое — препарат базисной терапии (это ингаляционные кортикостероиды, ингаляционные гормоны) и коротко действующий бронхорасширяющий препарат как средство скорой помощи на случай, если пациенту все-таки станет плохо. Все понятно и логично: действительно, эти препараты назначали на длительное время, большинству пациентов прием таких препаратов помогал добиться хороших результатов — и большинству пациентов было хорошо. Потом появились пациенты, которым было недостаточно просто гормонов, и им потребовались более серьезные препараты, в том числе содержащие бронхорасширяющие препараты длительного действия.