В тени мужчин: как достижения женщин затмевала слава их братьев, отцов и мужей
Многие художницы, писательницы и исполнительницы оказывались в тени коллег-мужчин из-за необходимости соответствовать общественным ожиданиям. Сестра Моцарта вышла замуж и оставила карьеру музыканта, соавтор Джона Стюарта Милля публиковалась под мужским псевдонимом — рассказываем о них и других женщинах, которые были несправедливо забыты
Мария Анна Моцарт: композитор, сестра Вольфганга Амадея Моцарта
Сестра известного австрийского композитора Мария Анна родилась в 1751 году. С раннего детства отец обучал ее, как и брата, игре на музыкальных инструментах. В семь лет она уже освоила клавесин, и через три года, в 1762-м, отец устроил детям европейское турне. Вундеркинды пользовались популярностью, и Мария Анна часто получала более высокие гонорары за выступления, чем ее брат Амадей.
Несмотря на успешные гастроли, когда Марии Анне исполнилось 18 лет, отец запретил ей выступать и попросил задуматься о замужестве. За год до этого умерла ее мать, и некоторые историки полагают, что отец музыкантов просто хотел, чтобы кто-то вел домашнее хозяйство. Мария Анна в ожидании замужества провела целых 15 лет и вышла замуж только в 33 года.
Сохранилось несколько свидетельств о том, что Мария Анна сочиняла музыку. Свою самую первую симфонию в 1764-м Моцарт мог написать в соавторстве с сестрой, также их отец в письмах упоминал, что Мария Анна создает музыкальные произведения. Похоже, она через всю жизнь пронесла свою привязанность к искусству — в пользу этого говорит тот факт, что после смерти своего мужа в 1801 году Мария Анна начала давать частные уроки игры на пианино.
Из-за кардинально разных образов жизни брат и сестра перестали общаться: Амадея Моцарта ждала мировая слава, а его сестру — жизнь среднестатистической женщины той эпохи.
Эмили дю Шатле: философ, возлюбленная и соавтор Вольтера
Имя Эмили дю Шатле далеко не так известно, как имена мужчин, которых она редактировала, критиковала или вдохновляла.
Она родилась в 1706 году, активную научную деятельность начала в 1733-м, когда после рождения детей решила продолжить образование и познакомилась с французским философом Вольтером в кругу общих знакомых. Эмили дю Шатле долгое время считали просто его музой. Однако вместе с Вольтером она изучала оптические явления и написала на основе исследований эссе, которое затем вошло в расширенном и переработанном виде в труд Вольтера «Основы философии Ньютона».
В течение долгих лет Эмили переводила на французский «Математические начала натуральной философии» Ньютона и сделала 180-страничный комментарий к нему. Этот перевод признан классическим, и до сих пор эту работу ученого издают в переводе дю Шатле. В 1740-м она опубликовала «Основания физики» под видом учебника для своего сына, так как хотела завуалировать серьезный характер книги. В этом труде исследовательница соединила физику Ньютона с метафизикой Лейбница.
Одновременно дю Шатле критиковала некоторые идеи философа Джона Локка. Другой философ, Иммануил Кант цитировал Эмили в работе «Мысли об истинной оценке жизненных сил», но не указал ее имени при заимствовании. Подобным образом поступили с ней и авторы «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», которые использовали наработки ученой в статье о метафизике.
Эмили дю Шатле прожила с Вольтером почти 15 лет, но умерла во время родов и долгое время оставалась известна лишь как неофициальная жена философа, а не как равный ему соавтор.
Гарриет Тейлор-Милль: философ и суфражистка, жена Джона Стюарта Милля
Британский философ Джон Стюарт Милль был известным борцом за права женщин, но его жена Гарриет Тейлор-Милль по иронии судьбы оказалась забыта. Сам он писал, что жена «частично была автором всего лучшего, что есть в моих работах».