Увидеть невидимое: история «призрачных» фотографий
Начиная с самой зари человечества люди верили, что мир населен духами и потусторонними силами. Одним хотелось увидеть их, а увидевшим — поделиться своим открытием с остальными, да так, чтобы им поверили. С появлением и распространением фотографии мастера съемки много экспериментировали: они снимали портреты, натюрморты, пейзажи и… призраков. Как и зачем появилась так называемая призрачная фотография — читай в нашем материале.
Середина XIX века свела в одно два интереса человечества: призраки и фотография. Безутешные вдовы искали способ поговорить со своими почившими супругами, матери желали услышать голос умерших детей, а сыновья желали убедиться, что их матерям хорошо там, где они сейчас. Так XIX век стал веком мистики, крутящихся столов и досок Уиджа. Но больше всего, разумеется, людям хотелось получить визуальное подтверждение своей веры — увидеть чудо своими глазами.
В 1850-60-е годы многие фотографы экспериментировали с новыми эффектами, такими как объемные изображения и двойная экспозиция. «Пионером» призрачных фото стал предприимчивый американский фотограф-любитель Уильям Мамлер (William Mumler). Он считается первым человеком, в чей объектив попали тени духов.
Мамлер не был профессиональным фотографом. Он зарабатывал себе на жизнь, занимаясь гравировкой ювелирных изделий, а фотографию считал просто своим увлечением. Все изменилось, когда Уильям неожиданно проявил автопортрет, на котором, кроме него, присутствовал еще один человек. Его кузина, погибшая 12 лет назад. Фотография скоро стала известной, и Мамлер благополучно оставил карьеру гравера и взялся за другое ремесло — он фотографировал призраков. Которых в ту пору в Америке было немало, особенно после Гражданской войны. Еще больше было горюющих родственников, готовых отдать любые деньги за то, чтобы вновь увидеть своих любимых. Кстати, жена Мамлера полностью разделяла интересы мужа, хотя у нее был свой бизнес — она работала «медиумом-целителем».