Уотергейтский скандал: 5 мифов об отставке президента Никсона
В июне 1972 года в штабе кандидата в президенты США от Демократической партии Джорджа Макговерна в отеле «Уотергейт» были задержаны пятеро взломщиков. Среди них был сотрудник избирательного комитета президента Ричарда Никсона, в прошлом агент ЦРУ и ФБР Джеймс Маккорд. Спустя два года в результате расследования этого происшествия Ричард Никсон стал первым (и единственным) президентом в истории США, кто ушел в отставку до истечения президентского срока. Благодаря массмедиа и кино Уотергейтский скандал стал поп-культурным явлением, обросшим большим количеством мифов. Еsquire развенчивает главные из них.
Началом Уотергейтского скандала принято считать 17 июня 1972 года. В этот день охранник отельного комплекса «Уотергейт» Фрэнк Уиллис в процессе рядового обхода помещений обнаружил на дверях штаб-квартиры кандидата от Демократической партии Макговерна пленку, которая мешала замку запираться. Уиллис сперва не придал находке значения и просто убрал пленку — однако она появилась вновь. Заподозрив неладное, Уллис вызвал полицию. На вызов приехала команда копов в штатском, известная в узких кругах как «Отряд бомжей» (The Bum Squad). Его члены одевались как хиппи и передвигались на обычной машине без специальных обозначений. Псевдохиппи проникли в помещение, не привлекая внимания, и задержали сразу пятерых подозрительных субъектов, у которых при себе обнаружились прослушивающие устройства, фотоаппараты, пленки и тысячи долларов наличными. Этот «инцидент» моментально стал известен широкой общественности, за него ухватились СМИ — ведь предвыборная борьба была в разгаре.
Этот кейс — один из самых громких в истории журналистики — закончился всем известным образом. Отставка Никсона, выглядящая как результат журналистского расследования, так поразила публику, что Уотергейтский скандал стал не только предметом изучения на журфаках, но и бездонным источником фактуры для художественных произведений — а также сплетен и неверных трактовок. Мы разобрали пять главных из них.
МИФ № 1: президента Никсона свергли журналисты The Washington Post
Как будет ясно из дальнейшего рассказа, пресса скорее способствовала развитию медийного скандала, чем ходу административного и уголовного расследования в отношении президента.
С самого начала Уотергейтского скандала репортеры The Washington Post Боб Вудворд и Карл Бернстайн получали информацию от высокопоставленного источника из спецслужб. Уже 20 июня 1972 года Вудворд впервые встретился с загадочной личностью по кличке Глубокая Глотка, который стал снабжать его секретной информацией о слежке за демократами.
1 августа в The Washington Post появляется заметка о сумме $25 000, которая была выплачена из средств предвыборной кампании Никсона одному из задержанных в “Уотергейте”. 29 сентября там же вышла статья о целом секретном фонде, созданном для слежки за демократами при деятельном участии генерального прокурора США Джона Митчелла.
Когда Бернстайн обратился к Митчеллу за комментариями, тот разразился угрозами в его адрес и заодно в адрес издателя The Washington Post Кэтрин Грэхэм. Недолго думая, Бернстайн опубликовал и угрозу. 15 сентября пятерым взломщикам (кураторы именовали их “водопроводчиками”), а также финансовому советнику Комитета по переизбранию Никсона (CRP) Г. Гордону Лидди и бывшему офицеру ЦРУ Ханту были предъявлены обвинения в заговоре, незаконной прослушке и взломе. В октябре 1972 года Бернстайн и Вудворд объявили, что ФБР установило связь между администрацией Никсона и уотергейтскими взломщиками.
Лидди и Хант принадлежали к близкому кругу Никсона — кольцо вокруг президента сжималось, и широкой общественности казалось, что ключевую роль в этом играли журналисты — а они фактически занимались публикацией “сливов” ФБР.