Улетели в космос в водолазных костюмах: сможет ли самоирония спасти «Форсаж 9»
На экраны вышла очередная, девятая часть успешной, зрелищной и бесстыдной франшизы «Форсаж», которая понемногу превращается в масштабную семейную сагу, если не в киновселенную. Критик Егор Беликов посмотрел новую часть и размышляет о том, что человечество ищет в этом зрелище
Раньше как было: если ты смотрел одну серию «Форсажа» — считай, видел все остальные. Некоторые отличались по стилю, поэтому всем в память врезалась объективно лучшая из них — «Тройной Форсаж: Токийский дрифт», породивший на свет массивную субкультуру стритрейсинга (хорошо, что эта чрезвычайно опасная ерунда сегодня вышла из мейнстрима). Но дальше все ушло куда-то очень далеко от, собственно, гонок.
С каждой новой частью «Форсаж» мутировал в нечто совершенно иное — получился диковинный жанр, кипящий котел: шпионский боевик (но без бондовского лощеного стиля и серьезных лиц) плюс бадди-муви с элементами буффонады и сюжетным легковесьем оперетты. Гоночный экшн развился в гимн всевозможной машинерии: здесь все летает, ездит, плывет, стреляет. Впрочем, автомобилей в «Форсаже» традиционно немало, и они делают совершенно невозможные вещи: летают над пропастями, притягивают другие транспортные средства гигантским магнитом, гоняют на околокосмических скоростях (не только горизонтально, но и вертикально — за пределы атмосферы).
Здесь вам не Marvel — продюсеры не хотят все сюжетно обосновывать и предусматривать, — но и супергероика найдется. Команда главных героев плотно завязана внутренними отношениями, при этом все помогают друг другу в ситуациях, где никакой обычный человек бы не выжил, да и не попал бы в такую ситуацию. Ни у кого из здешних персонажей, которые хаотичным образом переходят из серии в серию, нет суперспособностей, просто они смелые, ловкие и умелые. Состав геройской компании иногда меняется, пополняется или, наоборот, как в девятой части, теряет важных игроков — герои Стэйтема и Дуэйна Джонсона взяли паузу ради вышедшего в 2019 году спин-оффа «Хоббс и Шоу».
Наконец, самое важное: «Форсаж» — одна из самых дорогостоящих франшиз в истории, которая при этом умудрилась не растерять по дороге к бокс-офисному величию очарования кино категории «Б». Даже самая отборная чушь кажется здесь уместной. Любые художественные вопросы в «Форсаже» решаются исключительно масштабированием — больше, мощнее, зрелищнее. Протагонист? Пусть их будет три (это решение кажется спорным — Вин Дизель, Джейсон Стэйтем и Скала и сами поняли, что в одной картине для всех троих как-то маловато места). Тема семьи? Сделаем