«Убийство священного оленя» и Йоргос Лантимос: почему от них все без ума?
В 2017 году фильм Йоргоса Лантимоса получил награду Каннского фестиваля за лучший сценарий. По просьбе Esquire кинокритик Егор Москвитин рассказывает о трагедии нахального грека и объясняет, чем так хорош этот режиссер и откуда он взялся.
О чем «Убийство священного оленя»?
О респектабельном хирурге-кардиологе (Колин Фаррелл), у которого есть страшная тайна. Дома героя ждут красивая и по-хорошему требовательная жена (Николь Кидман) и талантливые дети (Санни Сулджик и Рэффи Кэссиди из «Мира будущего). Но вместо них герой проводит время со странным шестнадцатилетним подростком (Барри Кеоган, похожий на Сергея Бодрова-младшего) — делает тому подарки, встречается в тайных местах и чего-то хочет, но не может сказать. Зачем нужны эти свидания и чем они закончатся для семьи хирурга — секрет, который аудитории лучше узнать самой.
И что, этот фильм так хорош?
И даже лучше. «Убийство священного оленя» впечатывает зрителя в кресло с первых секунд. Каждое слово здесь — даже если его произносит ребенок — падает на пол, как кирпич. Необъяснимая (вплоть до самых титров) угроза и сила исходит от всех без исключения персонажей. Это триллер, но режиссер ловко избегает жанровых клише, а в тех сценах, где к ним все же приходится прибегнуть, очень остроумно объясняет мотивации героев. А их душевное состояние быстро-быстро передается зрителям за счет вполне технических приемов — сужающихся коридоров, оглушающей музыки, простых и потому быстродействующих метафор. Прозвучит громко, но «Убийство священного оленя» — это без пяти минут новое «Сияние»: парадоксальных ужастик о семейной жизни, незримом присутствии зла в каждом доме и упрямстве перед встречей с судьбой. Мастерство исполнения, впрочем, не удивляет: над этой формулой кино греческий режиссер Йоргос Лантимос корпел почти десять лет.
За что любят истории Лантимоса?
Если вкратце — за то, что словосочетание «греческая трагедия» благодаря Лантимосу теперь можно употреблять без приставки «древне-». Главные герои античных произведений — семьи; основной мотив античных произведений — предопределенность судьбы, которой персонажи или безнадежно сопротивляются или до которой через страдания дорастают. Обе эти темы находят отражение в фильмах Лантимоса. В «Убийстве священного оленя» семья вынуждена принести сакральную жертву. В «Лобстере» над героями