Интервью с директором ГМИИ им. Пушкина Мариной Лошак

ForbesРепортаж

«Традиции меценатов благополучно продолжаются»: директор Пушкинского музея Марина Лошак — о запрете выставок, финансовом кризисе и жизни после локдауна

О том, что происходит в ГМИИ им. Пушкина, пока он закрыт, и что нас ждет после выхода из локдауна, директор музея Марина Лошак, которая 22 ноября отмечает юбилей, рассказала в интервью Forbes Woman

Яна Жиляева

Марина Лошак Фото Натальи Чернохатовой / URA.RU / ТАСС

Марина Лошак восьмой год возглавляет ГМИИ им. А. С. Пушкина, Пушкинский, как называют его в просторечии. За это время современное искусство прочно прописалось на главной выставочной оси центрального здания музея, появилось новое направление «Пушкинский XXI», началась работа по составлению коллекции медиаискусства, музей активно вошел в соцсети, создал «Пушкинский Youth», флешмобом заселивший окрестные особняки, и начал возводить «Музейный городок», проект задуманный еще предыдущим директором Пушкинского, Ириной Александровной Антоновой, работающей в музее уже 75 лет. Накануне своего дня рождения Марина Лошак рассказала Forbes Woman, как меняется Пушкинский в XXI веке.

— Что вы почувствовали, когда шли сегодня в свой кабинет по безлюдному пространству музея?

— Глубже прочувствовала его сущность.

— Изменит ли ее пандемия? Восемь лет назад, в честь 100-летия ГМИИ им. А.С. Пушкина, когда открылась выставка «Воображаемый музей» многие критики писали, что нет смысла мечтать о том, чтоб собрать лучшую коллекцию в мире, что в XXI веке новая стратегия развития музеев – это интенсивный выставочный обмен. Но теперь обмены прекратились. Как вы считаете, мировые выставки-блокбастеров закончились навсегда? Так же как мир уже отказался от каршеринга, а общественный транспорт, арендованные квартиры — теперь зоны повышенного риска, удел маргиналов. Как действовать музеям в ситуации, когда индивидуальное, локальное, капсульное пространство становится самым важным?

— Думаю, это все временно. Пока трудно прогнозировать, какие изменения нас ждут. По своей природе человечество быстро забывает уроки прошлого. Не сомневаюсь, что пандемия, безусловно, тоже забудется. Но благодаря этой ситуации художники, как и все творческие люди, смогут создать новые концепции. Что касается нашего пространства, я не уверена, что мы будем и дальше жить по принципу: мой дом – моя крепость. Я знакома с поколением совсем молодых людей, для которых дом – это в первую очередь сообщество близких, любимых людей. Сейчас, рассуждая о том, какова, например, роль и задача Пушкинского музея в регионах, (с присоединением сети ГЦСИ мы теперь шире, чем просто большой московский музей) понимаю, что это отнюдь не стены, а нечто больше. Это концентрированная энергия, которая соединяет нас с теми людьми, которые хотят получить наш опыт, атмосферу, мировоззрение. Компания этих людей – и есть наш дом. Мы сейчас много об этом рассуждаем, и приходим к выводу: дом шире, чем просто пространство внутри стен. Хорошую атмосферу можно создавать в самых разных пространствах. Было бы с кем, и было бы кому ее создавать.

«Цай Гоцян. Октябрь» в ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Цай Гоцян. Октябрь» в ГМИИ им. А.С. Пушкина / Фото Стояна Васева / ТАСС

— Как сейчас развивается музей?

— Я внимательно слежу за процессом, пока рано говорить о том, что выставки стали принципиально иными. Когда музеи откроются, будут по-прежнему проходить выставки, а блокбастеры путешествовать по миру. Зрительские предпочтения все те же: ожидание яркого, мощного, сильного впечатления. Интеллектуальные выставки почти не путешествуют. Возможно, их в будущем оценит поколение, выросшее на виртуальной коммуникации, те, кто привык самостоятельно искать нестандартные решения. Как мне кажется, именно им будут нужны выставки-концепции, которые подают неожиданные социокультурные сигналы.

А выставки шедевров в далеком будущем, как мне кажется, перестанут быть остро востребованными, такими массовыми. То есть знакомство с особо ценным предметом искусства перейдет в категорию долгожданного и труднодосягаемого. Не все зрители захотят или будут готовы пойти на этот контакт. Потому что возможности, которые дают новые технологии, позволяют в огромной степени замещать впечатления от оригинала. Огорчает ли меня это? Да, огорчает. Но я предполагаю, что желание почувствовать энергию подлинного, если и не будет массовым, как сейчас, то всегда будет определенный круг людей, которым это важно. Так же как, я уверена, в будущем бумажной книги, как бы ни развивались сейчас электронные форматы. Невозможно ими заменить тактильность бумаги или атмосферу пространства, в центре которого находится произведение искусства. Эти переживания не из области информации.

В тоже время работа с музейными знаниями должна приобрести более актуальный оттенок, стать более глубокой, более осмысленной. Вообще, точечный подход, локальность интересов – тренд сегодняшнего времени, который в будущем усилится. Уже сейчас, в том числе в пространстве интернета, Пушкинский музей перестал быть одним из немногих учреждений, куда люди стремились исключительно за знаниями об искусстве. Мы по-прежнему сильны в этой области, и наш уникальный опыт, наработанный материал трудно переоценить. Но мы понимаем, что надо придумывать новые, точечные, локальные подходы внутри этого важного поля.

— Верно ли, что за время карантина музею больше всего пригождается опыт образовательных, просветительских программ? И сегодня, платные образовательные программы составляют значительную часть бюджета ГМИИ им. А.С. Пушкина?

— Да, безусловно. Доходы от образовательно-просветительской деятельности приносят 15-20% внебюджетных поступлений в музей. Например, наш проект «Пушкинский.Youth», задуманный еще до пандемии, помог нам сориентироваться в этом турбулентном времени и ребята сами во многом придумали, как организовать виртуальную жизнь. Но все-таки, наши проекты, придуманные до карантина, предполагают не только виртуальность, но прежде всего присутствие в музее. У нас, кроме «Пушкинского.Youth», много всего. Около 3000 человек образовываются только в «Мусейоне». И изостудия, где дети соединяют свои новые знания с творческой рефлексией. Рисуют, лепят, делают эстампы, – выражают свои впечатления от увиденного, узнанного. А есть еще «Беседы об искусстве», куда дети ходят два раза в неделю, слушают лекции, глубже изучают музей. Есть Клуб юных искусствоведов (КЮИ) для подростков, куда многие из участников готовы ходить хоть пять раз в неделю. Они, по сути, живут внутри музея. И наконец-то, упомянутый ранее «Пушкинский.Youth», который вырос из этой жизни и стал сейчас полем для наших экспериментов с участием прекрасных, умных, интеллигентных, очень хороших людей. Не хочу называть их детьми, они уже вполне взрослые люди от 14 до 21 года.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жить в удовольствие: как парфюмер Оливье Кресп создает ароматы из маленьких слабостей Жить в удовольствие: как парфюмер Оливье Кресп создает ароматы из маленьких слабостей

Парфюмер Оливье Кресп — насколько сложно развивать свою парфюмерную марку?

Forbes
К качеству книги не имеет отношения то, что о ней говорят К качеству книги не имеет отношения то, что о ней говорят

Дмитрий Быков об инках, истребителях и литературе

СНОБ
«Стыд должен сменить сторону»: как Жизель Пелико прервала молчание жертв насилия «Стыд должен сменить сторону»: как Жизель Пелико прервала молчание жертв насилия

Как Жизель Пелико вдохновила женщин не стыдиться того, что с ними произошло

Forbes
Андрей Евдокимов, глава «Байкал Электроникс»: «Либо вы принимаете риски, либо не занимаетесь микроэлектроникой» Андрей Евдокимов, глава «Байкал Электроникс»: «Либо вы принимаете риски, либо не занимаетесь микроэлектроникой»

Глава «Байкал Электроникс» о том, почему микроэлектроника сложнее космоса

Inc.
Лошади стали прекрасными бегунами из-за генетической ошибки Лошади стали прекрасными бегунами из-за генетической ошибки

Мутация, из-за которой лошади должны были вымереть, но стали отличными бегунами

ТехИнсайдер
Цвет настроения Цвет настроения

Универсальный современный интерьер с элементами ар–деко для молодой семьи

SALON-Interior
Цыганское счастье Алексея Никульникова Цыганское счастье Алексея Никульникова

Сорок лет назад на экраны вышел многосерийный фильм Александра Бланка «Цыган»

Караван историй
18 неприличных на слух слов с приличным смыслом 18 неприличных на слух слов с приличным смыслом

Некоторые слова — не то, чем кажутся твоему подсознанию!

Maxim
Елки-палки Елки-палки

Что пошло не так с стартапом по озеленению леса Maraquia

Forbes
«Не одинокая, а свободная»: почему женщины после 30 не так активно ищут партнеров? «Не одинокая, а свободная»: почему женщины после 30 не так активно ищут партнеров?

Почему после 30 меняется отношение к поискам партнера

Psychologies
Песнь льда и пламени Песнь льда и пламени

Сказка «Серебряные коньки» станет звездным часом для этих питерских актеров

Vogue
Пришло время поговорить и о мужских проблемах. Что такое «новая мужественность» и что с ней происходит в России? Пришло время поговорить и о мужских проблемах. Что такое «новая мужественность» и что с ней происходит в России?

Создательницы фестиваля Moscow MaleFest — о месте мужчин в изменяющемся мире

Esquire
Культурный слой советского периода: Майя Кучерская о «Секретиках» Петра Алешковского Культурный слой советского периода: Майя Кучерская о «Секретиках» Петра Алешковского

Книга «Секретики» напрашивается на каламбур — но она действительно «с секретом»

Школа Masters
Школьные травмы моих взрослых учеников Школьные травмы моих взрослых учеников

В успешных взрослых людях могут прятаться запуганные школьными учителями дети

Psychologies
Стиль принцессы Дианы — «королевы людских сердец», виртуозно владевшей языком моды Стиль принцессы Дианы — «королевы людских сердец», виртуозно владевшей языком моды

Ее называли «королевой людских сердец» и просто «народной принцессой»

Esquire
Самый лучший компьютер, которого ни у кого не было: краткая история NeXT Самый лучший компьютер, которого ни у кого не было: краткая история NeXT

Как выглядел прадед iOS

Maxim
Настоящий самодур! Настоящий самодур!

Как сработаться с неадекватным начальником?

Лиза
Одна вокруг света. Вход воспрещен или как застрять на границе между Малайзией и Тайландом Одна вокруг света. Вход воспрещен или как застрять на границе между Малайзией и Тайландом

94-я серия о кругосветном путешествии Ирины Сидоренко и ее собаки Греты

Forbes
Кондитерские премудрости: как правильно взбить сливки для торта Кондитерские премудрости: как правильно взбить сливки для торта

Взбивать сливки до нужной консистенции умеет далеко не каждая хозяйка

Cosmopolitan
Мирный атомный взрыв и еще 6 сногсшибательных пейзажей! Мирный атомный взрыв и еще 6 сногсшибательных пейзажей!

7 фотографий, которые заставят тебя зауважать природу и попросить у нее автограф

Maxim
Как два программиста из России зарабатывают миллионы долларов на виртуальной обстановке квартир Как два программиста из России зарабатывают миллионы долларов на виртуальной обстановке квартир

Созданный ими под себя сервис Planner 5D привлек $1,5 млн инвестиций

Forbes
Про мэтчи и баны: топ-7 болезненных вопросов об онлайн-знакомствах главе «Мамбы» Про мэтчи и баны: топ-7 болезненных вопросов об онлайн-знакомствах главе «Мамбы»

Разбираем все причины, по которым мы ненавидим сайты и приложения для знакомств

Playboy
Мнение: Spotify убивает открытую и доступную экосистему подкастов Мнение: Spotify убивает открытую и доступную экосистему подкастов

Как Spotify пошатнул доступность подкастов везде, на любой платформе

VC.RU
Анкета: Алиса Брострем Анкета: Алиса Брострем

13‑летняя Алиса Брострем — модель, блогер с более 100К подписчиков

Glamour
Никулин, Этуш и еще 8 актеров, вернувшихся с Великой Отечественной войны Никулин, Этуш и еще 8 актеров, вернувшихся с Великой Отечественной войны

Советские актеры, прошедшие Великую Отечественную войну

РБК
И ничего не бойся! И ничего не бойся!

Почему у одних мечты сбываются, а у других – нет?

Домашний Очаг
У бобовых нашли рецептор травоядной тревоги У бобовых нашли рецептор травоядной тревоги

Генетики обнаружили в коровьем горохе ген, распознающий нападение травоядных

N+1
Тацуо Такахаши. Я влюбился в борщ! Тацуо Такахаши. Я влюбился в борщ!

Тацуо Такахаши – о том, какими будут автомобили в недалёком будущем

4x4 Club
Школа женского здоровья Школа женского здоровья

6 правил, которые помогут тебе чувствовать себя по утрам бодрой и отдохнувшей

Cosmopolitan
Детское время Детское время

Снимаем с повестки вопрос, чем занять детей на каникулах — и себя за компанию

Glamour
Открыть в приложении