В 2023–2024 на наших реках появились необычные суда – пассажирские катамараны

ТехИнсайдерHi-Tech

Двойные экспрессы

В 2023–2024 годах на наших реках появились необычные суда – пассажирские катамараны. Причем не только дизельные, но и электрические. «Техинсайдер» поговорил с их разработчиками и эксплуатантами и выяснил, произошла ли революция в туристических водных перевозках.

Текст: Александр Грек, Савва Сафонов

Почему обновление речного флота решили начать именно с катамаранов? Почему не продолжили традицию строительства судов на подводных крыльях? Потому что катамараны имеют меньшую осадку, они устойчивее – и комфортнее для пассажиров. А еще многокорпусное судно позволяет запроектировать большую площадь палубы, да и сами корпуса можно сделать длиннее – это важно для скоростных судов, а они среди новых катамаранов тоже есть. В навигацию 2024 года по рекам страны ходили катамараны уже трех новых моделей, причем все они имеют длину около 32 м и рассчитаны на перевозку 130 человек. Впрочем, на этом сходство заканчивается. Заказчиками выступали две компании: «ВодоходЪ. Пассажирский Порт», работающая в нескольких регионах, и петербургская «Нева Тревел».

Флот компании «ВодоходЪ» включает электрические катамараны проектов Looker 1100H ярославской судостроительной верфи «Паритет-Центр» и Ecocruiser петербургской верфи Emperium. У «Нева Тревел» – дизельные скоростные катамараны проекта «Котлин», спроектированные при активном участии заказчика компанией «Форсс Технологии». Скоро в Кронштадте должны появиться и прогулочно-экскурсионные «Соммерсы», но пока ни один из них еще не сдан в эксплуатацию.

Александр Грек, главный редактор журнала «ТехИнсайдер»:

Сотни лет реки были главными транспортными артериями нашей страны. Но по ряду причин за 30 лет существования новой России и грузовые, и пассажирские перевозки по рекам снизились почти в 10 раз. Например, речной транспорт в 1980 году перевез 103 млн пассажиров, а в 2014-м – только 12,7 млн.

А ведь речные суда не только дешевый, но и безопасный с точки зрения выбросов углекислого газа вид транспорта: удельные показатели здесь составляют лишь 5% от автомобильного и 20% от железнодорожного. Да и уровень аварийности ниже в 14 и 2 раза соответственно.

В 2016 году правительство приняло Стратегию развития внутреннего водного транспорта до 2030 года, планируя выделить на эти цели около 2 трлн руб. В частности, документ предусматривал значительные инвестиции в строительство новых судов на российских верфях. Один из примеров реализации этих планов – создание пассажирских катамаранов при поддержке Государственной транспортной лизинговой компании. Она финансирует строительство новых судов и в то же время является их собственником, а туристические фирмы берут катамараны в лизинг. Хотя в общем объеме пассажирских перевозок туристы составляют менее 5%, в денежном выражении это самая платежеспособная публика. Поэтому обновление речного транспорта и началось с судов, которые будут работать на экскурсионных маршрутах.

Красавчик Looker

Верфь «Паритет-Центр» известна своими футуристическими катерами Looker на подводных крыльях с прозрачным дном – их можно встретить по всему миру. Не изменяет себе предприятие и с новым катамараном Looker 1100H: единожды увидев это судно, вы его уже не забудете. Кстати, Looker в переводе с английского означает не только «наблюдатель», но и «красавчик».

Как рассказал один из основателей «Паритет-Центра» Алексей Лукьянов, с предложением разработать туристические катамараны власти обратились к пяти компаниям. Но в техзаданиях были различия по движительному комплексу. «Нам досталась чисто электрическая схема, – говорит Алексей. – Два двигателя по 600 кВт поставил концерн "Русэлпром". Литий-ионные батареи емкостью 1290 кВт/ч мы сами собирали из китайских ячеек. Около 85% оборудования на судне – российского производства».

Самая большая проблема электрической схемы – запас энергии. На борту Looker 1100H находится 12 т аккумуляторов, но его радиус действия – 200 км. Лукьянов уверен: с дизелем это расстояние было бы в 10 раз больше. Корпуса у Looker 1100H сделаны из морского алюминиево-магниевого сплава: компания уже 28 лет строит суда по такой технологии. Их проектируют так, чтобы гнуть листовой металл преимущественно в одной плоскости. Результат – очень ровный, как у авиалайнера, корпус.

Главное же отличие Looker 1100H – дизайн. Над ним работал Александр Лукьянов, брат Алексея и совладелец верфи. Именно внешний вид, считает Алексей, и будет продавать билеты на судно.

Основные характеристики судов проекта Looker 1100H: Длина, м: 32,3. Ширина, м: 9,9. Осадка, м: 1,4. Водоизмещение полное, т: 82. Мощность ГД, кВт: 2х600. Емкость АКБ, кВт·ч: 1290. Скорость крейсерская/максимальная, узлов (км/ч): 9 (16,7) / 22 (41). Автономность плавания, миль (км): 108 (200). Экипаж, человек: 3. Пассажировместимость, человек: 130.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гидрофойл для миллионов Гидрофойл для миллионов

Гидрофойл – доска на подводных крыльях для серфинга

Популярная механика
Единичный случай Единичный случай

Что означает число 1 в ангельской нумерологии и как этим правильно пользоваться

Лиза
Будущее батарей близко Будущее батарей близко

Литий-ионные батареи вполне заслужили почетную пенсию

Популярная механика
Генетики выделили ДНК из семи неандертальских зубов из пещеры Стайня Генетики выделили ДНК из семи неандертальских зубов из пещеры Стайня

С кем по материнской линии связаны неандертальцы из пещеры Стайня?

N+1
Вторая сверхзвуковая Вторая сверхзвуковая

Уже в 1968 году был первый полет советского пассажирского сверхзвукового лайнера

ТехИнсайдер
Самые интересные фильмы, в которых на первый взгляд ничего не происходит Самые интересные фильмы, в которых на первый взгляд ничего не происходит

Неспешные картины, которые намного интереснее современных блокбастеров

Maxim
Самые умные и самые богатые Самые умные и самые богатые

Кто такие кванты и почему за ними охотятся еще в университетах

ТехИнсайдер
Дебелый лотос Дебелый лотос

«Идеальная пара»: еще один сериал об убийстве с классовым подтекстом

Weekend
Пришествие из виртуала Пришествие из виртуала

С середины 2010-х в мире стали популярны так называемые гонки на дронах

Популярная механика
Старый фотоальбом: почему мы стремимся к теплым отношениям, а в итоге замерзаем от холода? Старый фотоальбом: почему мы стремимся к теплым отношениям, а в итоге замерзаем от холода?

Как наши паттерны снова и снова заставляют менять маршрут в отношениях

Psychologies
Анатомия робособаки Анатомия робособаки

Выверенная анатомия Spot — продукт не слепой эволюции, а грамотной инженерии

ТехИнсайдер
Премудрость букв Премудрость букв

Чтобы прочесть текст на латыни или на церковнославянском, мало знать язык

Вокруг света
Пластмассовая армия Пластмассовая армия

Сборные модели с высокой степенью детализации и технической достоверности

Популярная механика
Новая жизнь с понедельника: почему в психологии не бывает быстрых результатов Новая жизнь с понедельника: почему в психологии не бывает быстрых результатов

Чем опасны мифы о мгновенных изменениях, как на деле выглядит развитие личности?

Forbes
Смена мифа Смена мифа

Вокруг праздника победы сложилось не меньше мифов, чем вокруг самой войны

Дилетант
Весна длиною в полгода Весна длиною в полгода

Воспоминания, как август 1968-го окончательно положил конец «оттепели»

Дилетант
«Револьвер»: стоит ли смотреть новый корейский триллер с мажором Чжи Чан Уком и очень хитрым Ли Джон Джэ «Револьвер»: стоит ли смотреть новый корейский триллер с мажором Чжи Чан Уком и очень хитрым Ли Джон Джэ

«Револьвер»: история о женщине в беде, которая спасает саму себя

VOICE
Ученые в восторге от буйволов: живые машины восстанавливают природу лучше любой техники Ученые в восторге от буйволов: живые машины восстанавливают природу лучше любой техники

Чем так полезны для природы буйволы?

ТехИнсайдер
Скрытый гипноз Скрытый гипноз

Как защититься от мошенников, которые умеют «заговаривать»

Лиза
Зайти в IT: зачем отраслевые компании выходят на рынок информтехнологий Зайти в IT: зачем отраслевые компании выходят на рынок информтехнологий

Зачем крупные отраслевые игроки решают коммерциализировать свои IT-решения?

Forbes
Скажите «Нихао!» Скажите «Нихао!»

Правила этикета сделают переговоры с китайскими партнёрами более эффективными

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Выбираем материнскую плату X99 для мощного, но недорогого компьютера Выбираем материнскую плату X99 для мощного, но недорогого компьютера

Лучшие материнские платы X99 для сборки достойного игрового ПК

CHIP
ChatGPT превзошел врачей в оценке респираторных заболеваний у детей ChatGPT превзошел врачей в оценке респираторных заболеваний у детей

В оценке респираторных заболеваний ChatGPT показал лучшие результаты, чем врачи

ТехИнсайдер
Ученые впервые изучили состав породы с обратной стороны Луны Ученые впервые изучили состав породы с обратной стороны Луны

О чем могут рассказать базальтовые породы с дальней стороны Луны

ТехИнсайдер
Отнюдь не проявление грусти: почему у кота слезятся глаза и когда стоит бить тревогу Отнюдь не проявление грусти: почему у кота слезятся глаза и когда стоит бить тревогу

Почему кошки иногда плачут?

ТехИнсайдер
Девелопер широкого профиля Девелопер широкого профиля

Как «Мармакс» улучшает городское пространство Рязани

Монокль
Моторный допинг Моторный допинг

Велогонки – один из самых скандальных с точки зрения допинга видов спорта

ТехИнсайдер
Загадка человеческой психики: как формируются фобии Загадка человеческой психики: как формируются фобии

Фобии: как именно они возникают, что становится катализатором?

ТехИнсайдер
Как правильно ухаживать за разделочными досками Как правильно ухаживать за разделочными досками

Поддержание досок в идеальном состоянии  — это не просто прихоть «красоты»

ТехИнсайдер
Индикатор планеты Индикатор планеты

Арктика – главный и наиболее чувствительный индикатор климатических изменений

Отдых в России
Открыть в приложении