Марианна Сардарова — меценат и двигатель прогресса в арт-жизни столицы

TatlerРепортаж

Роман с камнем

Основательница важнейшей галереи «Золотой мили» Марианна Сардарова открывает на Арбате шестиэтажное здание своего фонда. Альберт Галеев объясняет, почему это будет самое светское арт-место Москвы 2020 года.

Марианна Сардарова в строящемся здании своего фонда в Трубниковском переулке. Шелковая рубашка, BOTTEGA VENETA; кожаные кюлоты, LOEWE; cерьги из белого золота с бриллиантами, DAVID MORRIS.

Наших героев мы в «Татлере» называем по имени-отчеству в двух случаях. Когда шутим и когда говорим очень серьезно. Про Марианну Любимовну Сардарову мы не шутим никогда. Она — столп московского света и краеугольный камень «Золотой мили». Там работает ее галерея Ruarts, под гостеприимной крышей которой уже пятнадцать с лишним лет Марианна Любимовна, самолично стоя за стойкой бара, наливает милым друзьям Ruinart Blanc de Blancs. А в числе милых друзей за эти годы побывали художники всех степеней заслуженности и перспективности и мастера искусства зарабатывать деньги, виртуозные дирижеры и балетные премьеры, худруки больших, малых и модных театров и шеф-редакторы глянцевых журналов, государственные мужья и рублевские жены, отцы и дети, пиковые дамы и герои нашего времени. Если когда-нибудь напишут роман «Санкционная война и мир», вместо Анны Павловны Шерер салон, в котором вершатся судьбы, в нем будет держать Марианна Любимовна Сардарова.

Сейчас она снова за стойкой, правда, пьем мы воду и кофе. Праздник запланирован на вечер, снова придут только свои, в этот раз не в татлеровском, а в прямом смысле — сотрудники галереи. Большая светская вечеринка впереди — весной, когда в Трубниковском переулке откроется здание фонда Ruarts. Тем, кто сейчас схватился за сердце от мысли, что иссякнет святой источник рюинара у стен Зачатьевского монастыря, сообщаем: галерея на Остоженке никуда не денется. Там продолжат показывать и продавать наше современное искусство, принимать гостей и комплименты, Марианна Любимовна будет, по собственному выражению, «всегда за стойкой, как успешная буфетчица». В здании же фонда разместится коллекция отечественного искусства, собранная за все эти годы ею и ее командой. А в коллекции — более двух тысяч единиц хранения, от живописи Игоря Вулоха до скульптур Айдан Салаховой и мозаичных рельефов Дмитрия Аске. Экспозиция, которую регулярно будут менять (для этого каждый год собираются приглашать нового куратора), займет три этажа из шести. Брейгеля, Мане, Ренуара, Шагала, Серебрякову здесь пока показывать не будут — это бриллианты личной коллекции Сардаровой.

Нет, мы в «Татлере», конечно, за то, чтобы в Москве было много вечеринок, хороших и разных, и радуемся еще больше, когда эти вечеринки проходят в храмах искусства. Там, помимо прочего, почти всегда хороший фон для фотографий светской хроники: сегодня Баския из запасников Бернара Арно, завтра — надувные лобстеры, послезавтра — Роман Аркадьевич Абрамович в голубом джемпере. Но ведь это инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — безразмерный. А татлеровскому человеку 2020 года где найти еще хотя бы минут тридцать на экскурсию в новый музей? Чем его приманить?

— Люди ходят на то, что им понятно, — говорит Сардарова. — На Андрея Бартенева, выставку которого в Московском музее современного искусства поддерживал наш фонд, пришло за день три тысячи человек. И это только на вернисаж. На Йоко Оно, которую наш фонд только что показал там же, тоже стояла очередь.

Да и сама Марианна Любимовна не пропускает в городе знаковых выставок.

— Показ коллекции Щукина и фонда Louis Vuitton в Пушкинском музее был потрясающим! Да, я все посмотрела. По мне, таких инициатив должно быть больше. В этом городе очень мало всего происходит. Даже притом что появились крупные культурные институции — все равно категорически мало.

В ее собственной галерее за пятнадцать лет прошло сто две выставки. Само собой, я не рассчитываю, что из всех них она сможет выбрать самую памятную и рассказать о ней. Но она выбирает и рассказывает.

— В 2005‑м мы привезли Спенсера Туника, американского фотографа, — вспоминает Марианна Любимовна. — Никто в России его до нас не показывал. На тот момент для Москвы это была немного провокация. Мы собирались организовать для него большую съемку, но не получилось.

Тут надо сказать, что Туник работает в жанре живых картин. Собирает сотни, тысячи людей в одном месте, раздевает и фотографирует. Но в городе, в котором не то что арт-молебен провести нельзя, а даже сундук на Красной площади не поставишь, не раскаявшись и не покаявшись, даже имя Марианны Сардаровой открывает не все двери. Тунику пришлось ограничиться камерной съемкой — для тишайшей молодежной биеннале.

По этой причине в новом здании фонда, разумеется, будет образовательный лекторий с мультимедиазоной, под них отдают весь пятый этаж.

Шерстяной кейп, VALENTINO; шелковое платье, SAINT LAURENT BY ANTHONY VACCARELLO; пластиковые солнцезащитные очки, MYKITA; cерьги из белого золота с бриллиантами, DAVID MORRIS.

— Мы хотим, чтобы люди не пугались искусства, — говорит Сардарова. — Ведь искусство — это вирус, которым очень приятно заразиться. Что-то новое для себя открывать, что‑то новое видеть. Нравится тебе это или не нравится — другая история. Нужно все смотреть. Я всегда говорю: «Это как путешествие». Я, путешествуя, совершенно открыта к тому, что увижу. Любое знание обогащает.

Марианна Любимовна думает о том, что было бы неплохо делать лекции не только для героинь «Татлера», но и для их мужей, которые решили осознанно коллекционировать. Для чудных крошек специальную программу придумал молодой художник Алексей Лука, заметный участник международных биеннале и форумов уличного искусства в России, Европе, Марокко.

Ну а на шестой этаж в Трубниковском, 6, «частично переедет» наша любимая барная стойка вместе со всей шумной толпой друзей, от Сати Спиваковой, Ирады Зейналовой и Екатерины Шипулиной до Михаила Друяна и Андрея Малахова. Интересуюсь, отчего для создания нового места светской силы был выбран глухой пятачок в подбрюшье Арбата. Соседи здесь — посол США в Спасо-хаусе да редакция холдинга «Совершенно секретно». Может, надо было присмотреться к столичным паркам культуры и отдыха, где музеи хорошо приживаются и пускают корни? На ВДНХ, например, или еще в каких-нибудь Сокольниках очень не хватает и параллелепипедов работы притцкеровских лауреатов, и очередей за духовной пищей, а не только на фестивалях варенья.

— Здание в Трубниковском мне подарил муж, — с улыбкой объясняет Сардарова. — В этом районе тоже не хватает культурных институций.

Над перестройкой особняка работает то же бюро «Атриум», архитекторы которого возвели гулливерскую лестницу посреди галереи Ruarts в Первом Зачатьевском, один из ее главных инстапоинтов.

— Несколько таких фишек должны из этого помещения перейти в новое, — рассказывает Марианна Любимовна.

Она не исключает, что станет разбавлять наше актуальное искусство мировой классикой из своей личной коллекции и использовать работы, которые сейчас находятся в домах детей Сардаровых в Нью-Йорке, Лондоне и Москве: русский стрит-арт, фотографию.

Но точно ли коллекции фонда нужна постоянная московская прописка? Для многих воспылавших патриотизмом отечественных собирателей это оказалось дорогой с односторонним движением. Меньше всего повезло Институту русского реалистического искусства, основанному банкиром Алексеем Ананьевым: после его бегства были арестованы здание и коллекция. Основателю Музея русского импрессионизма Борису Минцу тоже пришлось оставить родину и своих Кустодиева с Кончаловским, но, к счастью, культурная институция на фабрике «Большевик» продолжает принимать посетителей. В Музее старинных музыкальных инструментов «Собрание» Давида Якобашвили тоже можно пока еще созерцать клетки с поющими птичками, хоть ФСБ провела там обыск, после которого основатель счел необходимым продолжать «зарабатывать деньги на содержание музея» за рубежом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Правило №58. Вам доступны обновления. Загрузить сейчас? Правило №58. Вам доступны обновления. Загрузить сейчас?

Коуч Алексей Ситников объясняет, как сделать апгрейд своей личности

Tatler
Рождение, венчание, ложная тревога и еще 4 невероятных случая в самолете Рождение, венчание, ложная тревога и еще 4 невероятных случая в самолете

Несколько удивительных историй не только о людях на борту, но и об одной кошке

РБК
Моя семья и другие звери Моя семья и другие звери

История любви Николая и Татьяны Дроздовых длиной в сорок четыре года

Tatler
Ойинкан Брейтуэйт: Моя сестрица — серийная убийца Ойинкан Брейтуэйт: Моя сестрица — серийная убийца

Книга «Моя сестрица — серийная убийца» вошла в лонг-лист Букеровской премии

СНОБ
Внимание на экран Внимание на экран

Какой ценой далось онлайн-обучение на карантине светским родителям и детям

Tatler
Стратег, который переобувается в воздухе: что теперь нужно российским компаниям от управленцев Стратег, который переобувается в воздухе: что теперь нужно российским компаниям от управленцев

Консерватизм и закрытость — главные грехи лидера нового образца

Forbes
Главные по ЗОЖ Главные по ЗОЖ

Восемь ЗОЖ-пионеров Голливуда, у которых есть чему поучиться

OK!
Изобретение танца. На экраны выходит «Каннингем» Изобретение танца. На экраны выходит «Каннингем»

Фильм «Каннингем» — красивая и печальная история великого хореографа

СНОБ
Кира и София Турчак, Ольга и Леон Цулукидзе Кира и София Турчак, Ольга и Леон Цулукидзе

В кабинете у бабушки (директора ДЛТ) холсты Игоря Чоларии и сапоги Кайли Дженнер

Собака.ru
Планшет не включается - что делать на Android и iOS Планшет не включается - что делать на Android и iOS

Что делать, если планшет больше не включается: общие советы

CHIP
Вслед за косачами Вслед за косачами

Моё первое знакомство с глухарями началось, когда в лесах ещё лежал снег

Наука и жизнь
Суперстар Суперстар

В итальянской деревне Ачароли живут до ста лет

Esquire
Роберт Паттинсон: «Перестань себя ограничивать» Роберт Паттинсон: «Перестань себя ограничивать»

Роберт Паттинсон – о настоящих чувствах и уроках соблазна

Cosmopolitan
Грозовой реактор Грозовой реактор

Физики обнаружили, что грозы порождают в атмосфере позитроны и изотопы

Наука и жизнь
8 полезных привычек долгожителей, которые продлят и твои года 8 полезных привычек долгожителей, которые продлят и твои года

Эти полезные привычки смогут улучшить качество твоей жизни

Playboy
4 шага к успешным диалогам в приложениях для знакомств (это проще, чем кажется) 4 шага к успешным диалогам в приложениях для знакомств (это проще, чем кажется)

Это просто, если делать все правильно

Playboy
Самые дорогие породы собак в мире — от азавака до тибетского мастифа Самые дорогие породы собак в мире — от азавака до тибетского мастифа

Какую собаку ты бы себе выбрал?

Playboy
Алкогений: Эрнест Хемингуэй Алкогений: Эрнест Хемингуэй

Нестареющая икона международной богемы Эрнест Хемингуэй

Maxim
Как поддержать себя, когда не на кого опереться Как поддержать себя, когда не на кого опереться

О способах получить эмоциональную поддержку в трудный период жизни

Psychologies
9 эффективных способов борьбы с постоянным стрессом 9 эффективных способов борьбы с постоянным стрессом

Стресс неизбежен, но можно научиться справляться с ним здоровыми способами

Psychologies
Скандал с фейковым аккаунтом: разбили каршеринг под чужим именем Скандал с фейковым аккаунтом: разбили каршеринг под чужим именем

Водитель, которого обвиняет «Делимобиль», никогда не пользовался их сервисом

РБК
Повестка Греты Тунберг: при чем здесь экономика Повестка Греты Тунберг: при чем здесь экономика

О том, как сделать дискуссию содержательной

Русский репортер
Как кутежи и вспышки гнева разрушили брак Владимира Высоцкого и Марины Влади Как кутежи и вспышки гнева разрушили брак Владимира Высоцкого и Марины Влади

С чего началась и чем завершилась самая романтическая история прошлого века

Cosmopolitan
Мортенс А. Стрекнесс: Времена моря Мортенс А. Стрекнесс: Времена моря

Начало романа норвежского писателя Мортенса Андреаса Стрекнесса

СНОБ
Созвездие Евы Созвездие Евы

Кинокритик Егор Беликов встретился с Евой Грин, чтобы проверить свою теорию

Esquire
Новая экранизация «Пиноккио» от режиссера «Догмэна» Маттео Гарроне — немного дубовая, но очень человечная версия сказки Карло Коллоди Новая экранизация «Пиноккио» от режиссера «Догмэна» Маттео Гарроне — немного дубовая, но очень человечная версия сказки Карло Коллоди

"Пиноккио" Маттео Гарроне: рецензия

Esquire
Дочери дракона Дочери дракона

«Длинношеие» женщины народа Падаунг из Мьянмы носят «ожерелье» из тяжелых колец

Вокруг света
15 фотографий Синтии, манекена-звезды 1930-х 15 фотографий Синтии, манекена-звезды 1930-х

Манекен Синтия вела такую насыщенную жизнь, что ей позавидовала бы любая девушка

Maxim
Отеки под глазами: причины и лучшие средства для лечения Отеки под глазами: причины и лучшие средства для лечения

Разбираемся, как избавиться от отеков быстро и эффективно

Cosmopolitan
Калибрище: как немцы построили грозную и бестолковую пушку Калибрище: как немцы построили грозную и бестолковую пушку

"Дора" - впечатляющая царь-пушка на железнодорожном ходу невиданных размеров

Популярная механика
Открыть в приложении