Правило № 37: Не веди себя как животное
Коучу Алексею Ситникову очень хочется поговорить с читательницами «Татлера» по-человечески
Вы никогда не задавались вопросом, откуда в вас столько обсессивной любви к животным-паразитам? Ну ладно, не паразитам, но все равно — где мышки, там и кошки. Полагаю, что из-за сильного сенсорного одиночества. Я никоим образом не хочу вас обидеть. Понимаю, что вы человек светский, при этом на личном фронте у вас тоже рукопашная, бизнес кипит, воспитание детей идет с максимальной ответственностью. Журналисты бегут с микрофоном и задают скучнейший, но дико популярный вопрос: «Как вы все успеваете?»
Можно я им отвечу? Вы следуете новейшему тренду: на каждое задание тратите меньше времени, глубоко не вникаете, быстро переключаетесь. К чему бесплодно спорить с веком? Высокая скорость жизни изменила формат общения. Большинство диалогов стали письменными, в вотсапе. Логические цепочки аргументации в этих диалогах уступают место картинкам, изображающим или гримасу сильной эмоции, или неприличный жест. Эмодзи есть, времени вдаваться в подробности нет. Знаете, кто так между собой общается? Кто воспринимает мир картинками? У кого в голове нет формальной логики? У кошек. У собачек.
Образовательные стандарты тоже меняются. Человек теперь, как животное, учится всю жизнь, а не только в детстве. Но делает это в формате fast learning, весело, даже слово придумал — edutaintment. Я, например, не хочу изучать кулинарию по «Гастрономической энциклопедии Ларусс» в пятнадцати томах. Если захочу сварить борщ, найду в ютьюбе двухминутный ролик. А завтра так же быстро овладею искусством гаспачо.
Вижу много плюсов в том, что человек развил в себе клиповое, мемовое мышление. Он теперь схватывает на лету, без долгих мучительных объяснений. Ну правда, восемьдесят процентов страниц в бизнес-книге или научной монографии — это вода, но нам в университете говорили, что несолидно излагать суть в трех фразах. Выступление Тони Роббинса длилось пять с половиной часов, а много ли осталось в голове зрителя, когда он после этой дискотеки пришел домой? «Надо меняться!» — вот единственная ценная мысль. А все остальное — эмоциональный взрыв, сотрудничество, обнималки. Тоже нужные штуки, судя по тому, сколько человек заплатили за билеты от двадцати до пятидесяти тысяч рублей.
В обычной ситуации такой нежности не дождешься даже за пятьдесят тысяч. Поэтому мы и выбираем животных, которые хозяев любят абсолютно, не торгуясь. Люди раньше нас тоже любили — из чувства долга. В ожидании, что кто-нибудь, наконец, авторитетно сформулирует очевиднейший закон кармы: «Никто никому ничего не должен». Психологи немало сделали для того, чтобы индивид в конце концов научился любить себя. А с чувством долга, широко разрекламированным в прошлые эпохи, наоборот, притормозил. Потому что это опасная вещь — из вашего развитого чувства долга толпа манипуляторов будет