Конструкторов военной техники нередко называют злыми милитаристами

MaximОбщество

Танк среди ясного неба. История летающей боевой машины

Отчего танки не летают как птицы? Сейчас с таким вопросом можно вполне откосить от армии. А в суровые годы войны над решением этой задачи трудились самые что ни на есть нормальные люди.

Николай Поликарпов

659x378_0xac120005_21265180361529037816.jpg

Конструкторов военной техники нередко называют злыми милитаристами, создающими машины для убийства. Война — штука скверная, кто бы спорил, но в своих оценках пацифисты часто не правы. Военные наработки двигают прогресс и попутно служат развитию вполне мирной техники. В попытках решить очередную задачу по уничтожению противника самым неожиданным для него способом конструкторы порой создают весьма неординарные штуки. Иной чудак такое придумает, что непонятно даже, как это можно построить.

Историки таких мечтателей очень любят: называют их «опередившими время», а их творения — «памятниками мужеству» (хотя честнее было бы сказать «тупиковая ветвь»).

Пожалуй, самой мужественной была попытка конструкторов создать летающий танк. А что? Машина хорошая, пуль не боится, сама стреляет неплохо, по шоссе и бездорожью едет быстро. Универсальная такая штука, вот если бы еще летать умела… И ведь научили же!

Кому это вообще пришло в голову?!

659x431_0xac120005_17832306681529037818.jpg

Идея научить танк летать кажется сегодня бредовой. Но в начале XX века авиация и танковые войска казались родными братьями (при общей маме — Первой мировой войне). В 30-х годах появились первые воздушно-десантные соединения, и спрыгнувшей на головы супостатов «крылатой пехоте» тут же стало не хватать брата-танка.

Так что сразу в нескольких странах лучшие умы принялись думать над тем, как бы тяжелый и не очень-то обтекаемый танк заставить полететь на выручку к пехоте.

Специальных транспортных самолетов, способных перевозить танки, в 30-е годы прошлого века еще не существовало (их и сегодня по пальцам можно пересчитать). Нужны были неординарные идеи. Первым делом танки попытались подвесить к самолету и сбрасывать на парашюте. Этими смелыми экспериментами в СССР занимался П. И. Гроховский, которым была разработана подвеска для перевозки легких танкеток Т-27 под брюхом тяжелого бомбардировщика ТБ-3. На землю танкетка опускалась на парашюте с диаметром купола 30 метров.

В 1935 году подвеска Гроховского была принята на вооружение Красной Армией под индексом ПГ-12. Осенью того же года во время учений Киевского особого военного округа сброс танкеток был продемонстрирован иностранным военным атташе и произвел на них неизгладимое впечатление.

С бомбардировщиков на головы изумленным наблюдателям плавно опускались даже легкие танки (весом по 3,5 тонны) вместе с экипажами! Но, увы, это была чистая показуха: при ударе о землю танк частенько выходил из строя…

Тот же Гроховский предполагал использовать для доставки танков тяжелый планер. В этом случае танк садился бы на землю мягко, особенно если бы под ним оказалось ровное поле или аэродром. В создании планеров Гроховский имел большой опыт, а в 1932 году под его руководством был построен первый в мире 20-местный десантный планер Г-63 «Яков Алкснис» с размахом крыла 28 метров и грузоподъемностью 1700 килограммов.

Именно на базе этого аппарата предполагалось построить планер и для перевозки танков, однако на тот момент не нашлось достаточно мощного самолета-буксировщика — таскавший Г-63 одномоторный биплан Р-5 для танковых затей оказался слабоват. Были попытки установить дополнительные авиамоторы на самом планере, но и они не дали результатов.

Тем временем за океаном

659x386_0xac120005_3034766981529037819.jpg

Итак, перевозить танки по воздуху не получилось. Но это не остановило мировое инженерное сообщество. Американский конструктор Уолтер Кристи, поглядев на наши неудачи, решил научить летать сам танк. В 1932 году он создал легкий колесно-гусеничный танк (впоследствии был закуплен СССР и положил начало серии отечественных танков марки «БТ»).

Дело оставалось за малым — снабдить пятитонный танк бипланной коробкой крыльев и парой трубчатых балок с хвостовым оперением. На верхнем крыле планировалось поставить редуктор с воздушным винтом, приводимым в движение от двигателя танка.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сериалы про космос от хороших до самых лучших Сериалы про космос от хороших до самых лучших

Расставляем самые интересные космические оперы в порядке нарастания класса

Maxim
Шандор Мараи: Свечи сгорают дотла Шандор Мараи: Свечи сгорают дотла

Фрагмент романа венгерского писателя Шандора Мараи

СНОБ
Третий не лишний: как работают семейные медиаторы и доулы по разводам Третий не лишний: как работают семейные медиаторы и доулы по разводам

Медиаторы по разводам: что это за профессия, насколько она пользуется спросом?

Forbes
Кто подставил «Кролика Джоджо»: почему в России не выйдет в прокат комедия про Гитлера Кто подставил «Кролика Джоджо»: почему в России не выйдет в прокат комедия про Гитлера

Как воображаемый Гитлер стал персонажем, о котором можно наконец-то пошутить

Forbes
Исследование показало, что подростки, которые рано ложатся спать, обладают более острым мозгом Исследование показало, что подростки, которые рано ложатся спать, обладают более острым мозгом

Подростки, которые ложатся спать раньше, как правило, обладают более острым умом

Inc.
Пространство для маневра Пространство для маневра

Модница Ксения Чилингарова закончила ремонт в квартире

Tatler
«Я обожаю ездить по стране»: Юрий Башмет о Ростроповиче, отношениях с детьми и новых проектах «Я обожаю ездить по стране»: Юрий Башмет о Ростроповиче, отношениях с детьми и новых проектах

Юрий Башмет — о важности таланта, профессионализма, и его любимых музыкантах

Forbes
Голоса в голове Голоса в голове

Из каких субличностей состоит человеческое «Я»?

Psychologies
Человеческий материал. Какие выводы мы должны извлечь из гибели украинского «Боинга» Человеческий материал. Какие выводы мы должны извлечь из гибели украинского «Боинга»

Есть ли у нас возможность хоть как-то помешать творцам большой истории

СНОБ
К 100-летию Федерико Феллини: режиссер в цитатах об искусстве и жизни К 100-летию Федерико Феллини: режиссер в цитатах об искусстве и жизни

Предлагаем познакомиться с мироощущением Федерико Феллини через цитаты режиссера

РБК
Осторожно, антиколлекторы! Осторожно, антиколлекторы!

Жулики обирают должников, которых «прессуют» коллекторы

Лиза
Директор Большого театра Владимир Урин: «Большой может чаще выступать бесплатно» Директор Большого театра Владимир Урин: «Большой может чаще выступать бесплатно»

Летом 2018 года Большой впервые опробовал формат опен-эйр в Москве

Forbes
Плохой зайка, негодная лужайка: почему нельзя стать хорошей матерью Плохой зайка, негодная лужайка: почему нельзя стать хорошей матерью

Почему невозможно стать хорошей матерью, даже отдав детям все свои силы и время

Cosmopolitan
Gram — не пончики и не апельсины: власти США объяснили, почему судятся с Павлом Дуровым Gram — не пончики и не апельсины: власти США объяснили, почему судятся с Павлом Дуровым

Почему Gram – это ценная бумага, а аргументы Telegram — несостоятельны

Forbes
И мой сурок со мною И мой сурок со мною

Почему нас захватывает рутина и как из неё вырваться?

Psychologies
«Любит тестировать идеи на окружающих»: кого новый премьер Мишустин назначил первым «Любит тестировать идеи на окружающих»: кого новый премьер Мишустин назначил первым

Даниил Егоров — молодой технократ и мощный практик

Forbes
«Сидел в камере без окон». Карлос Гон объяснил побег «Сидел в камере без окон». Карлос Гон объяснил побег

Экс-глава Renault–Nissan–Mitsubishi исключил причастность к махинациям

РБК
Президент Почта Банка Дмитрий Руденко: Почта — это крупнейший и старейший ретейлер в России Президент Почта Банка Дмитрий Руденко: Почта — это крупнейший и старейший ретейлер в России

Почта Банк часто воспринимают как банк для людей старшего возраста, так ли это?

СНОБ
Высокое положение Высокое положение

Проект Mountain House дизайнер Асель Баймахан создала с нуля

SALON-Interior
Уиллем Дефо: «Временами мне было страшновато на съемках „Маяка“» Уиллем Дефо: «Временами мне было страшновато на съемках „Маяка“»

Уиллем Дефо о том, как оказался на необитаемом острове с Робертом Паттинсоном

Maxim
Алёна Дерябина. Пример для подражания Алёна Дерябина. Пример для подражания

Алёна Дерябина почти десять лет руководит компанией «Донстрой»

Cosmopolitan
Спящая красавица Спящая красавица

Если сейчас уже больше одиннадцати вечера, отложите журнал и ложитесь спать

Glamour
Властелины башен: «Москва-Сити» как зеркало российского бизнеса Властелины башен: «Москва-Сити» как зеркало российского бизнеса

Частных инвесторов и владельцев небоскребов неуклонно вытесняет государство

Forbes
Главная хищница по гороскопу: как знаки зодиака охотятся на мужчин Главная хищница по гороскопу: как знаки зодиака охотятся на мужчин

Кто самая опасная хищница в гороскопе?

Cosmopolitan
Зверское противостояние Зверское противостояние

Зоопарки Берлина как зеркало холодной войны

Forbes
Тревога съедает жизнь Тревога съедает жизнь

Почему тревожные расстройства становятся болезнью века

Русский репортер
Как подсадить миллениалов на чипсы с солью и заработать 10 млн рублей за полгода. Бизнес-план «Пакета картошки» Как подсадить миллениалов на чипсы с солью и заработать 10 млн рублей за полгода. Бизнес-план «Пакета картошки»

«Пакет картошки» пытается переломить стереотип о чипсах как о вредном джанк-фуде

Forbes
«Бой на $100 млн»: почему реванш Хабиба и Конора неизбежен «Бой на $100 млн»: почему реванш Хабиба и Конора неизбежен

Возвращение Макгрегора в октагон принесло UFC солидный доход

Forbes
Почему Мария Шарапова больше не топ-теннисистка? Почему Мария Шарапова больше не топ-теннисистка?

Как звезда российского тенниса прошла путь от «первой ракетки мира» до вылета

GQ
Итальяно веро Итальяно веро

О том, как итальянский дизайн покорил весь мир в ХХ столетии

AD
Открыть в приложении