Свежий взгляд на банкротство: как отказ исполнить решение лондонского арбитража создал опасный прецедент
Арбитражный суд Москвы отказал в исполнении решения Лондонского международного арбитражного суда (LCIA) — одного из самых уважаемых и авторитетных центров разрешения споров для предпринимателей со всего мира. При этом основанием для отказа стало то, что исполнение решения LCIA нарушило бы публичный порядок Российской Федерации, то есть фундаментальные правовые начала (принципы). За последние несколько лет подобное случалось всего несколько раз: в первом случае речь шла о правовой неопределенности в решении третейского суда, а во втором — о российской государственной собственности. В этот раз Арбитражный суд неожиданно защитил иностранных кредиторов швейцарской компании. В результате в России может измениться порядок взыскания долгов с холдинговых структур, что приведет к иммунитету дочерних и связанных компаний. Это означает принципиальный разворот арбитражной практики.
Что случилось?
Люксембургский East-West United Bank S.A. (EWUB, акционером которой, по словам управляющего директора Сергея Пчелинцева, является российская компания АФК «Система» Владимира Евтушенкова) обратился в Лондонский международный арбитражный суд из-за долга по кредиту New Century Distribution LLС. NCD была ведущим поставщиком киноконтента на российском телевидении, в частности, эксклюзивным и крупнейшим поставщиком популярных телесериалов для НТВ, однако сейчас находится в процедуре банкротства. Ответчиками по иску EWUB стали две российские («Прогресс-Студия» и Кинопроизводственный центр) и три иностранные компании (офшоры с Каймановых островов и Гибралтара) из группы бывшего медиамагната Владимира Гусинского, которые выступали поручителями по кредитным обязательствам основного должника. Лондонский арбитраж 11 декабря 2018 года обязал взыскать $9,15 млн солидарно с этих пяти компаний (дело №183891). $4,750 млн должны были взыскать незамедлительно, еще $4,4 млн — до 31 марта 2019 года. Владимир Гусинский лично участвовал в судебных заседаниях, давал показания и заявлял, что закроет эти долги за счет доходов из России и выплаты по другому делу от бизнесмена Константина Кагаловского.
После этого решения Лондонского арбитража EWUB подал заявление в Арбитражный суд Москвы о признании и приведении его в исполнение в отношении российских компаний Кинопроизводственный центр и «Прогресс-Студия» (дело №A40-30440/19-68-246). Банк планировал получить экзекватуру в России на решение LCIA, — проще говоря, чтобы им выдали исполнительный лист. Очевидно, что такие решения в России исполняются с процентом взыскания более 99%.
Что ответил российский суд
Арбитражный суд Москвы сказал, что поскольку NCD находится в Швейцарии под мораторием (это процедура, аналогичная нашей процедуре наблюдения в банкротстве), а Кинопроизводственный центр (КПЦ) является 100% дочерней компанией NCD, то любые платежи от КПЦ в пользу EWUB требуют корпоративного одобрения от NCD как материнской компании. То есть NCD должна дать добро, санкционировать выплату по решению Лондонского арбитража, а поскольку NCD находится в процедуре наблюдения, то исполнение решения суда будет нарушением прав других кредиторов. На этом основании Арбитражный суд Москвы отказал банку в выдаче исполнительного листа и фактически заблокировал исполнение решения в России.