Стимуляция бедности. Почему увеличение детского пособия никому не принесет пользы
Увеличивая размер детского пособия до 10 000 рублей, правительство оказывает медвежью услугу матерям и вредит всему российскому обществу. В условиях современной экономики поддерживать молодых родителей нужно совершенно иным способом, считает специалист по управленческому консультированию Марина Вишнякова
Среди всех резонансных тем детская находится на первом месте. На тему стимулирования увеличения рождаемости высказались все общественные, политические и даже религиозные институты. Каждый в меру собственной вовлеченности и понимания, но одинаково горячо.
РПЦ требует запретить аборты и ЭКО, обсуждая права эмбриона. Правительство РФ обещает увеличить пособие по уходу за ребенком для малообеспеченных семей до 10 000 рублей с 50 рублей. При этом рьяность порывов некоторых чиновников доходит до анекдотических казусов. Так губернатору Владимирской области Владимиру Сипягину пришлось публично оправдываться за призывы чиновницы департамента здравоохранения рожать «чем раньше, тем лучше». Чиновницу расстраивало, что девушки сначала стремятся получить образование и профессию, а потом занимаются деторождением, поэтому она призвала рожать даже школьниц.
Понимая важность темы естественного воспроизводства населения, хочется внести долю здравого смысла в высокоэмоциональные дискуссии.
Давайте разберем, насколько предлагаемые меры способны решить проблему повышения рождаемости. И главное — поймем, зачем нужна повышенная рождаемость. Начнем с инициативы РПЦ — как с самой спорной. Итак, Межсоборное присутствие Русской православной церкви разработало проект документа «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия». В нем говорится о том, что эмбрион имеет права человека, которые должны быть защищены всеми институтами. В связи с этим, с одной стороны, аборты должны быть запрещены. Но с другой — под запрет попадают и процедуры ЭКО — пересадки оплодотворенного эмбриона. Поскольку, согласно документу, любые эксперименты с эмбрионами человека должны быть запрещены. РПЦ, видимо, не в курсе, что запреты абортов (в любой стране) приводят не столько к росту рождаемости, сколько к увеличению смертности женщин фертильного возраста. Потому что те женщины, которые не захотят рожать детей, будут делать аборты все равно, но просто не в условиях медицинских учреждений. В связи с чем будет рост осложнений — в виде воспалительных заболеваний, бесплодий и др. А в особо тяжелых ситуациях женщина может погибнуть. То есть запрет аборта — это не спасение эмбриона, а его гибель, но при этом и гибель или бесплодие для его «контейнера» — несостоявшейся матери. Поскольку ЭКО тоже останется «без благословения» РПЦ, не родят и те женщины, которые — по разным причинам — не могут забеременеть естественным путем… В общем, цитируя незабвенного Виктора Степановича Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».