Сплошная Санта-Барбара: как конструктивно решать конфликты в компании
Чем напряженней работает команда, тем выше ее конфликтный потенциал. В Elbrus Bootcamp конфликты случаются регулярно — следствие интенсивного формата обучения и постоянной работы в группах. Вот что мы делаем, чтобы решать их конструктивно.
Оцениваем конфликтогенность участников команды
Вероятность конфликтов прямо зависит от частоты командной работы и обратно — от мягких навыков ее участников. Эти навыки можно представить как шкалу, где самый низкий уровень занимает человек, который сам постоянно инициирует стычки, а самый высокий — тот, кто пытается найти решение и инициирует переговоры (такие люди в российских реалиях встречаются, увы, редко).
Умение конструктивно решать конфликты важно как будущим программистам, которых мы готовим, так и сотрудникам буткемпа, которые сопровождают их на этом пути. Поэтому на всех собеседованиях я прошу кандидата рассказать две реальные истории: одну — про конфликт, который был решен успешно, и вторую — про конфликт, который закончился не лучшим образом. Интересуюсь также мнением человека о том, какие его действия повлияли на результат в обоих случаях. А в конце спрашиваю, как он поступит, если увидит, что коллега по работе задерживает свою часть проекта без уважительных причин, а в сторис сидит и курит кальян. Люди в такой беседе раскрываются с неожиданных сторон. Один говорит, что пойдет к начальнику, другой гордится, что выскажет все в лицо, а третий начнет с уточняющих вопросов. Последний вариант — оптимальный.
Договариваемся об общих целях и ценностях
В основе конфликтов лежит радикальность позиций и нежелание сторон видеть общую цель. Если помочь противникам вспомнить, зачем они тут собрались, часто оказывается, что цель-то у всех общая. Это очень хорошая точка для начала успешных переговоров. Но чтобы использовать этот метод, важно определить цели и ценности еще на старте.
Философия буткемпа — обучение через практику, поэтому ценности мы выводим через тренинги, а не насаждаем сверху. Каждой новой группе даем задания на кооперацию, например построить конструкцию из Lego без помощи рук, объясняя другим, что делать. После каждый делится наблюдениями и выводами. Кто-то понимает, что плохо объясняет, а кто-то — что нужно декомпозировать задачи.