«Ситуация ухудшается для таких, как я»: интервью публициста Александра Архангельского
Жизнь в России похожа на существование внутри осажденной крепости, у которой пока еще есть все-таки некоторые входы и выходы — так литературовед, а в недавнем прошлом телеведущий и преподаватель в Высшей школе экономики Александр Архангельский описывает свое нынешнее состояние в новом выпуске Forbes Talk. В интервью он рассказал, почему не уезжает за границу, можно ли продолжать преподавать в России и как это делать, а также что происходит с образованием в стране.
Александр Архангельский — литературовед и публицист. На протяжении почти 20 лет был автором и ведущим программы «Тем временем» на телеканале «Культура». Входил в Совет по культуре при президенте с 2012 по 2018 год. Преподавал на факультете медиакоммуникаций в Высшей школе экономики до 17 апреля 2023 года. Соавтор учебного курса по литературе для 5-9 и 11 классов, сейчас эти учебники уже не используются в школьной программе.
Ловушка околовластного существования
«Я старался так жить, чтобы ни к чему не привыкать. Был момент, когда я — правильно или неправильно, это можно обсуждать — согласился войти в Совет по культуре при президенте. Я считал, что в тот момент баланс какой-то держать еще можно. Должны быть какие-то каналы связи и достаточно того, чтобы ты не изменял себе, когда ты в это входишь.
Я не привыкал, потому что одна из ловушек околовластного существования в том, что ты привыкаешь, и тебе начинает нравиться. Да, тебя гнобят на каком-то закрытом заседании за то, что ты вступался за украинских заключенных, так же как [режиссера Александа] Сокурова, но это, что называется, входит в стоимость путевки: тебя поругали, как на партсобрании, и ничего тебе не сделали. Точно так же, как и удобное существование на хорошем телеканале – к нему тоже привыкаешь. Точно так же, как и преподавание в хорошем, едва ли не лучшем университете России, тоже вызывает привыкание.
Я не жалею, что больше не работаю на этом факультете, потому что это кадры другого типа, другим способом производимые, другие отношения, другие люди. Я жалею, что я с конкретными коллегами расстаюсь, но мы продолжаем проекты за пределами «Вышки». Статус — да и Бог с ним! В конце концов, человек живет до тех пор, пока он что-то придумывает, поэтому любое завершение предшествующего, даже несправедливого, дает шанс попытаться найти себя в чем-то ином, самореализоваться в более трудных условиях».
О своем состоянии и жизни в России
«Я, может быть, спрятался политически, потому что я слежу за словами, когда я работаю здесь и сейчас. Хорошо это или плохо, опять же можно обсуждать. Мне кажется, что героизм так же, как любое действие требует планирования. Я не планирую быть героем просто потому, что я точно знаю, что я, скорее всего, здесь не выдержу. Но я готов оставаться здесь и готов более осторожно, чем прежде, но продолжать говорить о том, что я думаю.