Сиди и смотри
На «Кинотавре» показали «Войну Анны». По словам режиссера Алексея Федорченко, это фильм, который закрывает тему Второй мировой войны
В 1941-ом году на оккупированных территориях СССР убивают евреев. Из паутины обнаженных тел — бледные руки и ноги торчат из жирной земли, как корни срубленного дерева — выбирается маленькая девочка по имени Анна (Марта Козлова). Она пойдет к местным жителям, но те отдадут ее в немецкую комендатуру. Там она спрячется в камине и проживет в нем несколько месяцев — а может быть, и лет.
Алексей Федорченко говорит, что ему — документалисту и реалисту — не нравится сравнение фильма со страшными сказками о войне, будь то «Хребет дьявола» или «Лабиринт Фавна». Но этих сравнений трудно избежать: камин находится за зеркалом, и через трещину в нем Анна подглядывает за жизнью комендатуры. Ее наблюдательный пост находится на перекрестке миров — немецкого, украинского, русского. Так что это не только Зазеркалье, но и «Хроники Нарнии», в которых дети прятались от войны в шкафу. А некоторые из увиденных Анной вещей сложно воспринимать иначе чем галлюциногенные сны — например, рождественский праздник фашистов, похожий на сцены из «Сало, или 120 дней Содома». К тому же, и сам темпоритм фильма напоминает стадии сна, между которыми камера повторяет движение век: одни медленнее, другие быстрее. Тем не менее, Федорченко считает любые прятки режиссеров за детскими фантазиями ложью и документирует реальность.