Серая футболка Абрамовича. Почему простая одежда стала символом успеха и прогресса
Как сегодня выглядит успешный человек — вопрос скорее философский, чем практичный. Рассказываем, как мы так быстро перешли от лейбломании к осознанной моде, нужно ли теперь отказываться от брендов и сколько должен стоить гардероб
Посмотрите, как быстро меняются ориентиры. В «нулевых» мы скупали «луи вьютоны» и костюмы Brioni, но мировой экономический кризис перевернул все сверх на голову, и наше сознание тоже. Оценка «Круто выглядит» в наших ментальных словарях приобрела новое значение. И вот уже серая футболка Абрамовича (на самом деле, мерч проспонсированной им «Новой Голландии») становится визитной карточкой олигарха — такой же как пятнадцатиметровая яхта у берегов Гувернера, только концептуальнее. Потом мы почти привыкли к нормкору — интенции миллениалов носить максимально простые вещи. Среди главных проповедников тренда — диджитал-гений Цукерберг, очевидно, вдохновленный примером другого гения — Джобса. Вслед за ними вся Кремниевая долина поверила, что одежда — вопрос не первой и даже не десятой важности, особенно когда у человека «есть все» (деньги, слава, статус — нужное подчеркнуть).
Но сегодня простая черная футболка на каждый день — признак богатства уже не финансового, а духовного. Она выдает в своем хозяине человека не просто успешного, но исключительно прогрессивного. Последние пару лет нам с таким упорством на каждом углу говорили про осознанное потребление, что не окунуться с головой в главную роскошь современности было позволительно разве что патологическим шопоголикам. Осознанное потребление само по себе не требует ничего больше, чем ответственного подхода к любой покупке. Кажется, это правда просто: идти на кассу только с той вещью, которой получится радоваться дольше одного дня, и не давать обвести себя вокруг пальца визуальным мерчендайзерам, маркетологам и прочим колдунам, профессионально управляющим нашими кошельками. Если при этом еще отдавать себе отчет в том, каким образом желанная вещь была произведена, и какой эко-след она после себя оставит, то вообще праздник. Можно получать медаль «За устойчивость».
Шопинг умер, да здравствует шопинг
В 2000-х развитие осознанного потребления в России казалось невозможным: покупать в меру, да и еще и в секонд-хендах или «винтажных» (что это?) магазинах — оставьте это тем, кто не преуспел в жизни. После дефицитных десятилетий люди получили «доступ к телу», тренд на консьюмеризм в глянце переживал ренессанс — какая уж тут осознанность. Сегодня же перейти на slow fashion — это как курить всю жизнь, а потом бросить и заняться, наконец, спортом. У нас и правда было время наиграться трендами, постоять в очереди на паре закрытых распродаж, потратить три зарплаты на пальто и взять кредит на сумку. Сегодня кажется более разумным тратить честно заработанные на саморазвитие и заботу о здоровье. Потреблять тоже можно — но в умеренных дозировках и с умом.