Cвязаны корнями
Эндрю Гринвуд, голландский хореограф, открывает танец людям пожилым и с ограниченными возможностями. Александр Галицкий, израильский xудожник, учит работать с деревом теx, кому за 80. Каждый по-своему возвращает людей к жизни, но оба идут через искусство.
Эндрю Гринвуд — голландский танцор и хореограф — обучает тех, кто, как он убежден, больше всего в этом нуждается: пожилых людей и детей, взрослых с ограниченными возможностями. Про его проект Switch2Move мы поговорили с Эндрю в Петербурге, на фестивале Dance Open.
Что вы говорите тем, кто заходит в ваш класс впервые?
«Здравствуйте, танцоры. Вы в безопасности. Никому не поздно, никому не рано и никто не ошибается». Я призываю: давайте праздновать свою печаль. Если вы в кресле — вставайте! Ведь встать — то есть заново обрести достоинство — можно и оставаясь в кресле. Давайте действовать вместе, творить, работать. Так человек занимает активную позицию, начинает помогать сам себе. К сожалению, медицина и фармацевтика XXI века делают людей пассивными жертвами. Я глубоко уважаю профессию врача, но cовременная система предполагает пассивность пациента. Она как бы говорит: у тебя патология, мы тебе поможем, а ты вроде как можешь ничего и не делать. Это не всегда продуктивно.
В чем сила танца в сравнении с фитнесом, например?
Он несет в себе больше смысла. Танец включает три важнейших аспекта: первый — это, конечно, физический. Танцевальное движение — полноценный телесный опыт. Танцор исследует свое тело глубоко, не так механистично, как посетитель тренажерного зала. Во-вторых, танец — это работа мысли. Танцуя, мы используем наш интеллект, воображение, творческий потенциал. Кроме того, мы воспринимаем музыкальную энергию и харизму педагога.
И, наконец, главная сила танца — в его социальности. Ведь многих пугает само слово «танец», потому что они связывают его с совершенством. Но на самом деле все могут танцевать. Это в нашей крови, и необязательно танец должен быть совершенным. Я бы сказал, что танец шире, глобальнее некоего идеала.
Танец помогает установить связь между физическим и ментальным — баланс тела и сознания, который естественен для человека. В последние десятилетия мы слишком полагаемся на голову, в то время как тело спит. Эта проблема актуальна для всех развитых стран: мы не активны физически, и с этим связаны, в частности, распространенные психологические проблемы: депрессия, тревожность, стресс.
Вы говорите о том, что суть танца не в совершенстве, а в исследовании. А вы ощущаете себя учеником?
Что удивительно в работе преподавателя — тебе постоянно приходится изобретать новые способы донести свои идеи. Я танцую профессионально уже 42 года, я был и учеником, и учителем. Я вышел из классического балета и сегодня работаю с теми, кто многим кажется несовершенными: с пожилыми, с особыми людьми. И я все время нахожусь в процессе переоценки собственных взглядов и ценностей. Я работаю с телом, а человеческое тело — это одна из наименее изученных вещей в мире.
Расскажите о ваших учителях.
В мире балета мой главный учитель — это Кристофер Гейбл, известный английский танцор. Он научил меня отличать черное от белого в том, что касается классического танца. Но вообще учителя появляются в нашей жизни неожиданно. Сегодня мои главные учителя — мои ученики: люди с неизлечимыми заболеваниями, например, болезнью Паркинсона. В отличие от нас — здоровых — они понимают ценность времени. Мы называем их инвалидами (англ. in-valid, не ценный. — Прим. ред.), но они, напротив, могут многое нам дать. Если мы предоставим им слово, они расскажут о том, что время — великая ценность, и оно уходит прямо сейчас.
Расскажите истории ваших учеников, чья жизнь изменилась благодаря танцу.
Жаль, их сейчас нет рядом, и они не могут рассказать лично. Многие говорили, что будто заново открыли собственное тело. Конечно, это непросто. Им пришлось пересмотреть всю свою жизнь, чтобы обрести духовную связь с самими собой, сдвинуть свою парадигму мышления. Когда 82‑летний архитектор, страдающий от болезни Паркинсона, ищет любой способ, чтобы, несмотря на недуг, играть и общаться со своими внуками — он готов на все, даже впервые в жизни начать танцевать. И мы помогаем ему в этом.
Еще одна история о мужчине из Италии по имени Роберто, который приехал на наш пятидневный воркшоп. Он нервничал и был очень зависим от своей жены, которая привыкла опекать его, не оставляя ему шанса быть сильным, бороться самостоятельно. Мне нужно было разделить их на время занятия, что я и сделал. На следующий день он пришел уже без жены, а ушел без своей трости. Он просто забыл ее в студии.