Почему конкурировать с гигантами оказалось не под силу независимым игрокам?

ForbesБизнес

«Придут и затопчут»: почему стартапы не выдерживают конкуренции с «Яндексом», Mail.Ru Group и Сбербанком

Первопроходцами в сфере доставки продуктов на дом в России стали небольшие стартапы. Но вскоре в отрасль пришли крупные компании — скупили успевших подрасти игроков и запустили собственные проекты. Почему конкурировать с гигантами оказалось не под силу почти никому из независимых игроков?

Ксения Мельникова, Валерия Житкова

Конкурировать со «слонами» рынка новорожденным стартапам чаще всего оказывается не под силу (Фото Zuma\TASS)

Для фудтех-рынка начало 2020 года ознаменовалось смертью сразу четырех стартапов, которые доставляли продукты из магазинов и фермерских хозяйств. 13 января о закрытии объявил сервис доставки фермерских продуктов ресторанам Foodza, 14-го — Golama, который привозил продукты из столичных магазинов на дом, 16-го — его аналог Superbro, а 22-го о заморозке проекта в этой же сфере отчиталась петербургская компания «Достаевский». Официальными причинами ухода с рынка были нехватка средств для развития и недостижение запланированных результатов.

На деле проблема оказалась шире: основным препятствием на пути всех закрывшихся проектов стала олигополия технологических гигантов, которые, по выражению основателя Golama Евгения Львова, «создают что-то свое, не оставляя шансов на конкуренцию, и заливают рынок деньгами». «Они ведут себя как слоны в посудной лавке. Стартаперы уже боятся делать то, что потенциально может быть интересно для интернет-гигантов — понимают, что большие игроки придут на поляну и затопчут их», — рассуждает предприниматель.

Forbes изучил, действительно ли конкуренция с интернет-гигантами не оставляет шансов независимым стартапам и так ли плохо для молодых компаний «лечь под корпорацию».

Первый на выход

Парад ушедших в небытие стартапов открыл проект Foodza Владимира Холязникова, совладельца и бывшего гендиректора онлайн-магазина KupiVip. Сервис искал региональные фермерские хозяйства, а также дистрибьюторов бакалеи, закупал у них продукты и продавал общепиту в режиме одного окна. Идею Холязников и его партнеры Дмитрий Боев и Павел Власов в 2017 году подсмотрели у китайской Meicai и американского GrubMarket. Вложили «несколько сотен тысяч долларов» собственных средств и запустили IT-платформу, соединяющую фермеров и общепит.

Зарабатывал проект на комиссии 12-18% с каждой покупки, а также на плате за доставку. Но этого не хватало, чтобы выйти в операционный плюс: по итогам первого года работы ООО «Фудза Про» зафиксировал убыток в 12,8 млн рублей при выручке в 16,7 млн рублей. Это не стало красным флагом для инвесторов и основателей, уверяет Холязников — «инвестиционная модель предполагает операционную убыточность».Тем не менее, свои деньги заканчивались, и обеспечивать рост можно было только за счет сторонних вложений.

«Того, кто сегодня застолбит рынок, через три-четыре года будет уже не догнать»

В октябре 2018 года Foodza привлек посевные инвестиции в размере $1 млн от Mail.ru Group, американского венчурного фонда FJ Labs, фонда Игоря Рыбакова и Оскара Хартманна Larix и нескольких частных инвесторов. В общей сложности инвесторы получили 15% в компании, 85% сохранили основатели.

Инвестиции помогли нарастить количество заказов до 150 в день — по оценке Холязникова, «хороший показатель», учитывая, что вес каждого заказа составлял в среднем 350 кг, а средний чек — 12 000 рублей. Каждый отдельный заказ был операционно прибыльным, но целиком вывести компанию в плюс все равно не удалось: из 12 000 рублей после вычета стоимости продуктов, НДС, температурной логистики оставалось около 500, и из этой суммы нужно было покрыть зарплаты разработчиков и другие текущие расходы.

Партнеры надеялись сыграть на масштабе: растить количество заказов и постепенно сокращать убыток. По расчетам Холязникова, для выхода на прибыль Foodza нужно было выполнять порядка 15 000 заказов в неделю. Чтобы «добежать до критической массы», не хватало $15-20 млн инвестиций.

Партнеры провели еще один раунд финансирования, но набрали от дружественных инвесторов всего около $1 млн, и от денег в итоге отказались. «Когда ты привлекаешь инвестиции, берешь на себя ответственность за свой рост. Мы понимали, что с этим миллионом далеко не убежим, а привлекать необходимые $15-20 млн будем долго», — поясняет Холязников. В итоге партнеры решили «зафиксировать убытки и закрыть проект».

Инвестиционная мясорубка

Построить успешную фудтех-компанию без крупных инвестиций сложно, и рано или поздно привлекать чужие деньги приходится. Но крупных инвесторов, разбирающихся в рынке, в России немного, и они обычно придерживаются стратегии «держать яйца в разных корзинах», рассуждает основатель сервиса доставки продуктов из магазинов Golama Евгений Львов: «IT-корпорации пропускают через себя кучу стартапов, но при этом даже не собираются делать на них серьезную ставку — просто пытаются выведать какие-то секреты, возможные интересные ниши». По мнению предпринимателя, для стартапов, попавших в такую «инвестиционную мясорубку», небольшие вложения от гигантов становятся «приманкой на крючке». «Все время, которое ты можешь тратить на развитие продукта, ты тратишь на обучение и удовлетворение интереса фондов и больших компаний», — констатирует Львов.

«IT-корпорации пропускают через себя кучу стартапов, но даже не собираются делать на них серьезную ставку — просто пытаются нащупать интересные ниши»

В случае Foodza под описанную стратегию подходит поведение Mail.ru Group (MRG). Холдинг не счел закрытие портфельного проекта серьезной неудачей: это было эксперимент c «совершенно незначительной» суммой вложений. «С помощью миноритарного вклада мы просто оценили возможные синергии», — объясняет представитель MRG.

Вместо того, чтобы доинвестировать в Foodza необходимые, по мнению основателей, средства, холдинг переместил внимание на другого игрока — работающего с 2013 года Instamart. Проект основали бывшие аналитики Goldman Sachs Петр Федченков и братья-близнецы Андрей и Дмитрий Жулины. Он начал с доставки продуктов в кафе и рестораны, а потом стал возить товары из гипермаркетов на дом. К октябрю 2019-го Instamart вышел на показатель обработки под 2000 заказов в день и превратился в лидера рынка по этому показателю.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

7 старинных предметов нижнего белья, которые сегодня выглядят дико 7 старинных предметов нижнего белья, которые сегодня выглядят дико

После этого ты по-другому взглянешь на трусы!

Maxim
Сезонное предложение Сезонное предложение

Зима – идеальное время для проведения пилингов

Лиза
Почему диеты не работают, а люди годами ходят в спортзал и не меняются? Почему диеты не работают, а люди годами ходят в спортзал и не меняются?

Юлия Вихрева поделилась эффективной стратегией похудения

Cosmopolitan
Шагреневая кожа Шагреневая кожа

Как же худеть, чтобы не пострадала кожа

Худеем правильно
Как правильно просить помощи в интернете: 7 простых советов Как правильно просить помощи в интернете: 7 простых советов

Как собрать денег в Интернете на операцию по удалению злокачественного пупка

Maxim
Лозанна, Хобарт, Тигасаки: Monocle назвал 20 лучших малых городов мира Лозанна, Хобарт, Тигасаки: Monocle назвал 20 лучших малых городов мира

Гид по лучшим новым городам для жизни вдали от шума мегаполисов

Forbes
Княгиня или актриса? Удивительные факты о трагической судьбе Грейс Келли Княгиня или актриса? Удивительные факты о трагической судьбе Грейс Келли

Грейс Келли - одна из легендарных актрис, которая затем стала княгиней Монако

Cosmopolitan
Питательная маска для волос: 5 лучших рецептов для всех типов Питательная маска для волос: 5 лучших рецептов для всех типов

Важна ли питательная маска в уходе для волос?

Cosmopolitan
Книги для детей: «Сахарный ребенок» Ольги Громовой Книги для детей: «Сахарный ребенок» Ольги Громовой

В основе сюжета — реальные воспоминания Стеллы Нудольской о трудовом лагере

Esquire
Как сделать, чтобы живот не урчал: 8 простых лайфхаков Как сделать, чтобы живот не урчал: 8 простых лайфхаков

Всем известно чувство неловкости, когда живот издаёт бурлящие звуки

Cosmopolitan
Самые дорогие породы собак в мире — от азавака до тибетского мастифа Самые дорогие породы собак в мире — от азавака до тибетского мастифа

Какую собаку ты бы себе выбрал?

Playboy
Коктейль «Идиот». Знаменитый российский бармен Вячеслав Ланкин о трендах, выпивке и людях Коктейль «Идиот». Знаменитый российский бармен Вячеслав Ланкин о трендах, выпивке и людях

Вячеслав Ланкин раскрыл нам секрет приготовления коктейля «Идиот»

4x4 Club
Кожа из рыбы и пластик из грибов: 8 самых необычных экологичных материалов, из которых делают одежду Кожа из рыбы и пластик из грибов: 8 самых необычных экологичных материалов, из которых делают одежду

Самые необычные материалы, из которых может быть сшита одежда

Esquire
Можно ли красить волосы при беременности — мнение врачей Можно ли красить волосы при беременности — мнение врачей

Существует негласное правило: делать окрашивание во время беременности нельзя

Cosmopolitan
Почему стоит ждать дикую «Сибирь» Абеля Феррары с Уиллемом Дефо Почему стоит ждать дикую «Сибирь» Абеля Феррары с Уиллемом Дефо

Новое треш-полотно Абеля Феррары критики приняли неоднозначно

GQ
Как мучились мы музыкой в СССР Как мучились мы музыкой в СССР

Воспоминания о том, с какой допотопной аудиотехникой приходилось сосуществовать

Maxim
Город будущего, погибший из-за атомной катастрофы Город будущего, погибший из-за атомной катастрофы

Один из перспективных советских городов должен был отмечать свое 50-летие

Популярная механика
Новая атака на земли князей Новая атака на земли князей

Как готовят проект об изменении территорий музея-усадьбы «Архангельское»

Русский репортер
«Мы просто озарили рынок»: как стать миллиардером с помощью доски объявлений «Мы просто озарили рынок»: как стать миллиардером с помощью доски объявлений

Сервис Zillow заработал за год $1,4 млрд без учета рекламных доходов

Forbes
Владельцы агентства «Аппетитный маркетинг» — о ресторанах и трендах Владельцы агентства «Аппетитный маркетинг» — о ресторанах и трендах

Интервью с главными PR-лицами российского ресторанного рынка

РБК
Я у себя одна! Я у себя одна!

Любовь к себе – чуть ли не главное условие, необходимое для счастья

Cosmopolitan
От деления к синтезу: как устроена нейтронная бомба От деления к синтезу: как устроена нейтронная бомба

В этой статье мы расскажем о еще более мощных боеприпасах синтеза

Популярная механика
Короли драмы: почему личную жизнь нужно оставлять за порогом офиса Короли драмы: почему личную жизнь нужно оставлять за порогом офиса

Как вести себя руководству, если сотрудник переживает личную драму

Forbes
Диетические хлебцы для похудения: польза и вред Диетические хлебцы для похудения: польза и вред

Хлеб и диета — несовместимые понятия?

Cosmopolitan
Их союз выдержал испытание Их союз выдержал испытание

Мы можем дружить годами и семьями, а потом происходит что-то и связь обрывается

Psychologies
Алюминиевый век Алюминиевый век

История учит нас, что человечество достигло настоящей цивилизации

Наука и жизнь
Ваше идеальное тело: Программа лояльности Ваше идеальное тело: Программа лояльности

Цифра на весах — больше не показатель ваших успехов в спортзале

Glamour
Зеленая диета — как похудеть на овощах и фруктах за неделю? Зеленая диета — как похудеть на овощах и фруктах за неделю?

Что такое зеленая диета и как на ней быстро похудеть?

Cosmopolitan
Черная водолазка. Отрывок из книги Черная водолазка. Отрывок из книги

«Сноб» публикует первые главы сборника рассказов журналистки Полины Санаевой

СНОБ
Светодиодная революция добралась до теплиц Светодиодная революция добралась до теплиц

Революционная технология освещения теплиц позволяет получать хорошую урожайность

Эксперт
Открыть в приложении