Нейроуниверситет. Зачем высшему образованию искусственный интеллект

Русский репортерОбщество

Нейроуниверситет

Зачем высшему образованию искусственный интеллект

Андрей Константинов

Каким должно стать образование в цифровой век? Образовательный интенсив «Остров», состоявшийся в прошлом году на острове Русский во Владивостоке, можно считать самым масштабным российским экспериментом на эту тему. О текущих его итогах мы попросили рассказать Василия Третьякова, генерального директора Университета 2035, под эгидой которого проходил «Остров»

— Слышал, что все участники «Острова» носили какие-то браслеты. Зачем?

— Людей заставляли работать 11 дней по 14 часов в сутки, причем они постоянно сталкивались с вызовами, не могли что-то сделать. Искусственный интеллект, который подсказывал людям, куда идти, все время толкал человека в те области, с которыми он был не знаком. Мы стремились форсировать преодоление человеком внутренних барьеров, выйти за привычные рамки — допустим, научить управленца программировать. Это очень сложно и психологически, и физически. Необходимо было мониторить состояние людей и собрать данные для себя, чтобы понять, можно ли так делать вообще; для этого мы использовали биометрические датчики частоты сердечного ритма (включая микробиения сердца, которые дают очень много информации о состоянии человека — мы продолжаем ее исследовать).

В реальном времени браслеты давали данные о том, какой уровень стресса и усталости у каждого обучающегося. Рекомендации выдавались человеку с учетом его состояния, не позволяя перегружаться и надолго выключаться. Чем старше были люди, тем им было труднее, у многих участников старше 35 лет после шести дней наступало истощение. А наша цель — научиться с помощью такой обратной связи годами удерживать человека на творческом подъеме, в самом продуктивном периоде. Ведь задача нашего университета — не пичкать человека новыми знаниями, а позволять ему оставаться продуктивным и понимать, куда он движется.

— Вообще Университет 2035 — это ведь не совсем вуз?

— Это вообще не место, а новый формат в образовании. Потребность в нем диктовалась тем, что у людей есть запрос на саморазвитие, а адекватных этому запросу форматов нет. Каждый из нас это ощущает на себе. Как мы сейчас строим свою траекторию развития? Что-то иногда читаем, ходим на какие-то мероприятия, — но отсутствуют форматы, в которых человек мог бы систематически заниматься саморазвитием.

Раньше можно было освоить профессию и всю жизнь совершенствоваться в ее рамках, добавляя себе недостающие компетенции редкими курсами повышения квалификации. Это больше не работает, особенно когда вам нужно создать новый технологический продукт. В зависимости от особенностей этого продукта нужно получить передовые знания и компетенции, характерные для совершенно разных профессий — и все это вы должны собрать сами! В вузах такой сборке не учат. При этом число образовательных форматов все время растет, вы уже не способны сами разобраться в их многообразии и оценить, что вам нужно. Поэтому и возник вопрос: как создать университет, который сможет это делать, собирая лучшие методы обучения компетенциям со всего мира. Нужен университет, который позволяет человеку построить свою персональную траекторию развития, который сопровождает его на протяжении всей жизни. В мире в последние годы разные коллективы пытаются решить эту задачу — но пока все работают в формате готовой образовательной программы, куда помещают учащегося.

— У вас нет готовой программы?

— Мы впервые сказали, что у нас нет выпускников. Мы со временем узнаем все больше и больше о человеке, который к нам пришел, а значит, можем давать ему все более точные рекомендации. И классического здания с аудиториями у нас нет и не будет. «Университет 2035» — цифровой, наша задача — не построить университет сам по себе, а создать новые практики, методики, которые распространятся на всю систему образования и повысят ее качество.

— Что такое «Остров», как он возник?

— Вы же понимаете, что если просто дать человеку цифровой сервис, помогающий развиваться, то у него, скорей всего, не хватит мотивации, не возникнет сильной включенности. Сначала мы пытались проводить регулярные встречи — интенсивы, рассчитанные на десятки человек, чтобы поддержать их мотивацию к освоению нужного им цифрового контента. Но поняли, что энергетики таких встреч не хватает: они не дают нужного заряда на постоянное самообучение и саморазвитие. Стало понятно, что нужно что-то совсем иное. И этим иным, снимающим все барьеры форматом стал «Остров».

— Но ведь там тоже были привычные лекции, воркшопы, проверка заданий?

— Да, к тому же все происходило в университетских аудиториях ДВФУ, было какое-то расписание — но этим привычные вещи и ограничивались. Можно начать с того, как осуществлялся набор. Мы разработали цифровую систему отбора, которая позволяла получить очень много информации о человеке, в том числе о его личных качествах, привычных способах поведения, о том, что его мотивирует, об особенностях мышления. Мы не выделяли лучших по каким-то общим для всех критериям — нам нужны были разные люди, которые подходили бы для разных ролей, дополняли бы друг друга, добавляли команде какие-то недостающие компетенции: технари, гуманитарии, лидеры. Ведь задача Острова — не обучить отдельных людей, а сформировать сообщество, которое будет само себя мотивировать на развитие и порождать коллективы, способные решать сложные задачи.

Отбор осуществлял искусственный интеллект; он же рекомендовал человеку мероприятия на основе всей накопленной о нем информации. Выбор, конечно, делали сами участники — а он был непрост, ведь одновременно проходили десятки мероприятий. Постоянный выбор приводил к тому, что человек все время переосмыслял, чему именно он хочет научиться, кем видит себя в будущем — предпринимателем или разработчиком технологий, создателем конкретного продукта или создателем целых экосистем. И люди переопределяли свои цели, начинали по-другому себя оценивать, потому что увидеть, что ты можешь и чем ценен, можно только в сообществе, среди людей, которым ты нужен.

— А что это были за люди?

— Получилось очень сбалансированное сообщество. Конечно, были студенты, но было и сто выдающихся школьников (они, кстати, разбираются в цифровых технологиях на порядок лучше взрослых участников), были участники команд, создающие технологии будущего, создатели стартапов и руководители компаний, чиновники, занимающиеся цифровизацией. Средний возраст участников — за 30. В итоге они поняли, что гораздо лучше для проектов строить коллаборации, куда входят люди разного возраста, с разным опытом и из разных социальных групп.

— Как оценить итоги «Острова»?

— Пока однозначно оценить ничего нельзя — ведь мы продолжаем следить за траекторией развития участников, работаем с ними дальше. Для нас принципиально важно, что произойдет в их жизни: кто создаст новый проект, кто поменяет работу, кто с кем выстроит сотрудничество. Мне кажется, они сейчас очень активны и жадны до знаний, но все же пока рано об этом судить — еще и полугода не прошло.

И мы сами очень многому научились. Поняли, что такое цифровой след, как его преобразовать в цифровой профиль компетенций, как использовать все эти данные в работе. Поняли, что спорт по утрам — это очень правильно, и когда человек пробует себя в чем-то новом из области спорта, это мотивирует его преодолевать барьеры в профессиональной сфере. Многие из этих открытий уже отразились на новых проектах Университета 2035.

— Что это за проекты?

— Обучаем региональных чиновников принципам управления на основе данных: например, необходимо развивать транспортную систему на основе данных сотовых операторов о передвижениях людей в городе. Мы кстати, теперь используем для обратной связи и нейроинтерфейсы — гарнитуры ЭЭГ, которые регистрируют активность мозга, когнитивную нагрузку и таким образом показывают, насколько человеку легко даются те или иные знания.

Очень интересный формат мы запустили с университетом в Великом Новгороде, а в следующем году планируем охватить десятки и сотни вузов. Мы строим персональные траектории студентов, которые включаются в создание технологических продуктов — наша диагностика помогает им освоить недостающие компетенции, выбрать роли и объединиться в команды. Ребята начинают видеть свои перспективы, понимают, зачем им нужны знания, как их завтра применить на практике, и кардинально меняют свое отношение к учебе!

Фотография: Артем Ганжа

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Прачечная на замке Прачечная на замке

Как российские деньги и прибалтийские банки потеряли друг друга

Forbes
Дорога к хламу Дорога к хламу

Суть вещей в том, что они появляются, множатся и заполняют всю квартиру

Добрые советы
Жертвы демократии. Заблокируют ли американские сенаторы снятие санкций с компаний Дерипаски Жертвы демократии. Заблокируют ли американские сенаторы снятие санкций с компаний Дерипаски

Заблокируют ли американские сенаторы снятие санкций с компаний Дерипаски

Forbes
Ни минуты покоя Ни минуты покоя

Хлоя Севиньи предстанет на экране в триллере «Месть Лиззи Борден»

Grazia
Renault Koleos Renault Koleos

Renault Koleos. Большой французский кроссовер вернулся

Quattroruote
Какие специальности стремятся получить студенты британских вузов Какие специальности стремятся получить студенты британских вузов

Университетская Британия: от компьютерной криминалистики до нутрициологии

Forbes
Проснись и пой Проснись и пой

Как Саша Траутвейн, 20‑летний сибиряк, выбился в иконы стиля

Vogue
Режимы стирки: чем они реально отличаются? Режимы стирки: чем они реально отличаются?

Режимы стирки: чем они реально отличаются?

CHIP
4 простых шага к брутально-идеальным бровям (и зачем тебе это вообще надо) 4 простых шага к брутально-идеальным бровям (и зачем тебе это вообще надо)

Если твои глаза — это окна в твою душу, тогда брови — это шторы

Playboy
6 неожиданностей, которые могут случиться с тобой во время оргазма 6 неожиданностей, которые могут случиться с тобой во время оргазма

6 неожиданностей, которые могут случиться с тобой во время оргазма

Playboy
10 фактов о Джанлуиджи Буффоне 10 фактов о Джанлуиджи Буффоне

О карьере, семье и образовании одного из лучших вратарей в истории футбола

GQ
Что происходит с акциями компании Apple? Что происходит с акциями компании Apple?

Неужели Apple уже не так хороши, как раньше

GQ
Поднимаю настроение Поднимаю настроение

Где в Москве достать для мужчины хороший тестостерон

Tatler
Как закрыть интернет в России: пошаговое руководство Как закрыть интернет в России: пошаговое руководство

Как закрыть интернет в России: пошаговое руководство

Forbes
Против правил: путь Cellgene к $100 млрд Против правил: путь Cellgene к $100 млрд

Против правил: путь Cellgene к $100 млрд

Forbes
Дамы впереди: почему женщины становятся эффективнее мужчин Дамы впереди: почему женщины становятся эффективнее мужчин

Женщины становятся более эффективны на работе, чем мужчины

Forbes
Hyundai Santa Fe Hyundai Santa Fe

Hyundai Santa Fe. Ставка на комфорт, безопасность и премиальное качество

Quattroruote
Сложный парень в беде Сложный парень в беде

Сложный парень в беде. Жора Крыжовников о новом герое нашего времени

Русский репортер
9 быстрых фактов о торпедах! 9 быстрых фактов о торпедах!

9 быстрых фактов о торпедах!

Maxim
Блог изобилия Блог изобилия

Кем надо быть, чтобы делать горы денег на блоге

Maxim
На прежнем месте На прежнем месте

Детройтский автосалон снова открылся в американской автомобильной столице

АвтоМир
Корпорация монстров Корпорация монстров

Какие ужасы снимают якутские кинематографисты

GQ
Пьянка стюардов и несуществующий клуб: 4 истории про очень странный Новый год Пьянка стюардов и несуществующий клуб: 4 истории про очень странный Новый год

4 истории о том, как надо отмечать Новый год. Или лучше не надо?

Playboy
Зачем в Сибири выращивают человеческие мозги Зачем в Сибири выращивают человеческие мозги

Человеческий мозг сегодня можно вырастить в лабораторных условиях

Популярная механика
Барон и очень опасен: жизнь и легенда Карла Маннергейма Барон и очень опасен: жизнь и легенда Карла Маннергейма

Барон и очень опасен: жизнь и легенда Карла Маннергейма

Maxim
15 вещей, которые делают счастливые пары 15 вещей, которые делают счастливые пары

Эти люди ежедневно прикладывают усилия, чтобы сохранить близкие отношения

Домашний Очаг
«Пишите, чтобы жить стало легче» «Пишите, чтобы жить стало легче»

Письменная терапия — один из самых простых способов улучшить настроение

Psychologies

Продолжение дилогии "Клуб Ракалий" и "Круг замкнулся" Джонатана Коу

Esquire
Новый взгляд на Словению Новый взгляд на Словению

Словения — необыкновенно уютная страна в Центральной Европе

Cosmopolitan
Тоталитаризм, КГБ, насилие, жесткий секс и наука в фильме «Дау» Тоталитаризм, КГБ, насилие, жесткий секс и наука в фильме «Дау»

Совершенно безумный проект о жизни в изолированном институте

GQ
Открыть в приложении