Стильные и холёные железные лошадки, которые готовы напомнить о себе

Robb ReportСтиль жизни

Потерянное поколение

Сегодня имена звёзд итальянского послевоенного автопрома подзабыли, но эти стильные и холёные железные лошадки готовы напомнить о себе

Текст Robert Ross

Итальянские автомобили — как итальянская паста: все знают спагетти и феттуччине, но есть ещё 350 видов «макаронных изделий». Так и с машинами: помимо Ferrari, Lamborghini и Maserati существуют десятки других марок и кузовных ателье, старинных и современных, о которых мало кому известно. Большинство из них давно сошли со сцены. Одни, подобно метеорам, на краткий миг осветили небосклон и тут же исчезли. Другие начали на высокой ноте, а потом долго и натужно тянули её, пока не замолкли вовсе. Редкие счастливчики, вроде Bertone и Pininfarina, недавно получили второе рождение. Но все они оставили в истории автодизайна свой след, который сегодня отчётливо различим в творениях итальянских флагманов. Никогда и нигде у автомобильных мастеров и конструкторов не было столько возможностей, как в Италии 1950-х. Многие машины той поры дошли до наших дней благодаря энтузиастам и семьям, где дедушкино авто класса GT передавалось по наследству. До недавнего времени это были просто «старые машины». Но теперь, вне зависимости от того, сохранились у них «родные» шасси и двигатель или нет, они стали почти драгоценностью. В 1977 году барабанщик Pink Floyd Ник Мейсон приобрёл Ferrari 250 GTO за £35 тыс. (около $60 тыс.), а сегодня за эту модель просят $40–60 млн. В 1967 году гонщик и конструктор Кэрролл Шелби не мог продать свои купе Shelby Daytona и за $7 тыс. Сейчас каждый из шести автомобилей стоит $30 млн. И конечно, историю итальянского машиностроения нельзя представить без карроццерий, которые создавали прекрасные «тела» автомобилей. Обычно кузов, сделанный в таких ателье, доставляли на автозавод для окончательной сборки. Но в наши дни большинство карроццерий либо утратили независимость, либо ушли в небытие. Какая из недооценённых итальянских машин может пробиться в высшую лигу сегодня — вопрос сложный. Очевидно одно: быстрые, красивые и редкие всегда найдут своих почитателей.

1952 Siata

208 CS Corsa Spider, дизайн Bertone

Название марки Siata (Società Italiana Auto Trasformazioni Accessori) в наши дни почти никому не известно, но в 1950-х она внесла значительный вклад в развитие автоспорта. Туринская компания, изначально производившая автоаксессуары, была основана в 1926 году гонщиком-любителем Джорджо Амброзини. Первое авто Siata выпустила только в 1948-м. Самая же любопытная модель этой марки, 208S, производилась с 1953 по 1955 год и оснащалась тем же двигателем, что и Fiat 8V. Двухлитровый 8-цилиндровый мотор пользовался репутацией очень резвого, но хрупкого, поэтому на многих «сиатах» его меняли на американские V8. Компания сумела кое-как продержаться в 60-х, но в 1975 году закрылась. Было выпущено лишь 35 облегчённых автомобилей 208 Spider: дизайн — Джованни Микелотти, сборка — Rocco Motto. Уникальный 208 CS Corsa Spider был создан в одном экземпляре компанией Bertone, владелец которой Нуччо Бертоне пилотировал его на гонках в 1950-х. Но рельефная форма и широкие передние крылья напоминают гоночные машины ещё более ранней эпохи.

1963 Iso

Прототип Grifo A3/L, дизайн Bertone

После Второй мировой войны в Италии, как и в Германии, экономика лежала в руинах, а население нуждалось в дешёвых средствах передвижения. Специализировавшаяся на холодильном оборудовании компания Iso (Isothermos) воспользовалась моментом и в 1953 году сменила профиль, превратившись в Iso Autoveicoli. Возглавлявший её Ренцо Ривольта наладил выпуск мотоциклов, скутеров и миниатюрных баблкаров Isetta (лицензию на последние он продал немецкому концерну BMW). Поправив финансовые дела, Ривольта нанял Джотто Биззаррини (инженера-кудесника, создавшего легендарную Ferrari 250 GTO), дизайнера Джорджетто Джуджаро и кузовное ателье Bertone, чтобы спроектировать автомобиль класса GT, способный конкурировать с Ferrari. Модель Iso Rivolta IR 300, представленная в 1962 году, была практичной и красивой, а мощный двигатель Chevrolet V8 объёмом 5,4 л и мощностью 340 л. с. позволял ей тягаться с самыми быстрыми машинами той эпохи. Затем появилась дизайнерски смелая модель Grifo, выпускавшаяся с 1965 года вплоть до закрытия компании в 1974-м. Здесь же мы видим прототип Iso Grifo в оригинальном кузове, который был впервые показан в 1963 году на автосалоне в Турине. Своим запоминающимся силуэтом он обязан молодому Джуджаро, создавшему за время сотрудничества с Bertone немало образцов дизайна, например, Alfa Romeo Giulia GT.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Диктатура счастья Диктатура счастья

Дания из года в год занимает верхние строчки рейтинга самых счастливых в мире

Вокруг света
Губернатор Андрей Клычков: Никакая экономика не будет развиваться, если мы будем социально деградировать Губернатор Андрей Клычков: Никакая экономика не будет развиваться, если мы будем социально деградировать

Андрей Клычков о том, чем отличается работа законодателя и чиновника

СНОБ
Сотворение дома Сотворение дома

Как Рождество сделалось главным домашним праздником

Weekend
30 отличных подкастов на любой вкус — про деньги, секс, кино (и не только) 30 отличных подкастов на любой вкус — про деньги, секс, кино (и не только)

Подкасты стали главным медиатрендом 2019 года

Esquire
Исчезающая пища Исчезающая пища

К середине XXI века бананы и кофе снова могут оказаться деликатесами

Вокруг света
Фитнес-этикет: как правильно вести себя в спортзале Фитнес-этикет: как правильно вести себя в спортзале

Основные правила спортивного этикета

Cosmopolitan
Что нужно знать о щитовидной железе Что нужно знать о щитовидной железе

Щитовидную железу часто называют «маленьким дирижером большого организма»

Домашний Очаг
У российского мужского фигурного катания (наконец-то!) появилась надежда на золото Олимпиады У российского мужского фигурного катания (наконец-то!) появилась надежда на золото Олимпиады

Дмитрий Алиев бросил лыжный спорт, и теперь его называют нео-Плющенко

GQ
Пережить шторм: как понять, что для вашей пары не все потеряно? Пережить шторм: как понять, что для вашей пары не все потеряно?

Отношения не могут долгие годы оставаться такими же, какими были в начале

Psychologies
Массу искусственной почки сократили в десять раз Массу искусственной почки сократили в десять раз

Стартап разработал портативный аппарат для диализа

Популярная механика
Что такое «дофаминовое голодание» и может ли оно принести пользу? Что такое «дофаминовое голодание» и может ли оно принести пользу?

Новейшая модная диета требует на время отказаться от всего

Psychologies
Как звезда «Сумерек» создала бренд экологичных украшений Как звезда «Сумерек» создала бренд экологичных украшений

Никки Рид производит ювелирные украшения с помощью старых материнских плат

Forbes
Классная и страстная: чем зрелые женщины привлекают молодых мужчин Классная и страстная: чем зрелые женщины привлекают молодых мужчин

Почему молодые парни часто стремятся завести отношения со зрелыми женщинами

Cosmopolitan
Таблетка для стартапера: как выдерживать высокие нагрузки и не сойти с ума Таблетка для стартапера: как выдерживать высокие нагрузки и не сойти с ума

Что делать предпринимателю, чтобы выдерживать нагрузки и оставаться эффективным?

Forbes
Закопанные миллиарды: как дороги превращаются в пожирателей бюджетов Закопанные миллиарды: как дороги превращаются в пожирателей бюджетов

Когда не нужно строить новые дороги?

Forbes
Объем 8D и «эффект Ким»: главные антитренды в наращивании ресниц Объем 8D и «эффект Ким»: главные антитренды в наращивании ресниц

7 самых странных способов наращивания ресниц

Cosmopolitan
Иван Сорокин: От детского сада до вуза. Как меняется эффективность частного образования в России Иван Сорокин: От детского сада до вуза. Как меняется эффективность частного образования в России

Многие родители считают, что ребенка следует обучать чуть ли не с пеленок

СНОБ
Если дома война: как изменить стиль общения с детьми Если дома война: как изменить стиль общения с детьми

Родителям иногда кажется, что они совершенно запутались в спорах

Psychologies
Как подсадить миллениалов на чипсы с солью и заработать 10 млн рублей за полгода. Бизнес-план «Пакета картошки» Как подсадить миллениалов на чипсы с солью и заработать 10 млн рублей за полгода. Бизнес-план «Пакета картошки»

«Пакет картошки» пытается переломить стереотип о чипсах как о вредном джанк-фуде

Forbes
Почему женщины изменяют? Почему женщины изменяют?

О причудливой психологии неверности рассказывает Михаил Лабковский

Cosmopolitan
Вступив в эпоху электричества... Вступив в эпоху электричества...

До сих пор существует проблема преобразования сил природы в электроэнергию

Наука и жизнь
10 секретов успешных сториз 10 секретов успешных сториз

О секретах привлечения подписчиков с помощью сториз

Cosmopolitan
Почему миллионы людей помешались на «Безымянной игре про гуся» Почему миллионы людей помешались на «Безымянной игре про гуся»

Разработанная четырьмя молодыми людьми игра вдруг прогремела на весь мир

GQ
Не только «говняшка». Что Владимир Мединский оставляет в наследство Не только «говняшка». Что Владимир Мединский оставляет в наследство

Владимир Мединский был идеальным министром культуры

СНОБ
«Не верьте всему, что крутится в голове»: правда и ложь о навязчивых мыслях «Не верьте всему, что крутится в голове»: правда и ложь о навязчивых мыслях

Тревожные, повторяющиеся мысли мучают многих людей

Psychologies
Юлия Юрченко: Будущее, в котором у каждого сотрудника есть личный помощник Юлия Юрченко: Будущее, в котором у каждого сотрудника есть личный помощник

Что если в будущем у каждого человека появится личный помощник?

СНОБ
Любить «по-взрослому»: как общаться, чтобы отношения стали крепче Любить «по-взрослому»: как общаться, чтобы отношения стали крепче

Обвиняя друг друга, мы можем разрушить даже самые ценные отношения

Psychologies
Молоко для 30-летних: как за 3 млн рублей создали бренд, который покорил «Магнит», Metro и «Аэрофлот» Молоко для 30-летних: как за 3 млн рублей создали бренд, который покорил «Магнит», Metro и «Аэрофлот»

Продукция комбината присутствует на полках федеральных ретейлеров

Forbes
Сергей Минаев — об итогах десятилетия Сергей Минаев — об итогах десятилетия

Сергей Минавев — каким исследователи из будущего увидят наши 2010-е

Esquire
Автосалон во Франкфурте исчез. Каким мы его будем помнить Автосалон во Франкфурте исчез. Каким мы его будем помнить

Автомобильные журналисты вспоминают Франкфуртское мотор-шоу

РБК
Открыть в приложении