Режиссер клипов «Ленинграда» и «Время и Стекло» объясняет, как набрать миллионы просмотров на YouTube
«У меня был сценарий клипа про мощи. И Шнур сказал: давай я напишу об этом песню?»
За последние годы украинский режиссер Леонид Колосовский снял одни из самых вирусных музыкальных видео в СНГ. Успех клипа «Имя 505» группы «Время и Стекло», набравшего на YouTube 227 млн просмотров, в этом году поддержало скандальное видео группы «Ленинград» на песню i_$uss. Мы встретились в Колосовским в Москве, чтобы обсудить, как в современном мире смотреть полнометражные видео, если времени не хватает даже на секс, каков рецепт музыкальных клипов, собирающих миллионы просмотров, а также, как Колосовский вдохновил Шнурова на песню о святых мощах.
Я поймал себя на мысли, что люди перестали смотреть кино, потому что оно отнимает слишком много времени. Поэтому все подсели на сериалы.
Не любишь смотреть кино?
Нет, я к тому, что не готов тратить единственный свободный вечер на неделе на кино, когда могу, например, заняться сексом. А совместить это часто не получается.
Надо как-то разделять эти понятия: устраивать вечер для фильмов и вечер для секса. Мне кажется, возвращаясь к твоему вопросу, это происки мегаполиса, когда у тебя совсем не остается времени на жизнь. И приходится выбирать между кино и сексом. Тяжелый выбор, правда.
А перед тобой такой выбор не стоит? Тебе хватает времени, чтобы смотреть фильмы?
Нет, я стараюсь все совмещать. Могу сначала заняться сексом, а потом посмотреть фильм. Или наоборот.
После секса сразу спать хочется.
У меня пока не так.
Ладно. А как ты считаешь, людям скоро наскучит смотреть ролики в интернете? Потреблять такую форму как видео?
Мне кажется, это становится частью нашей культуры. В целом культуры человека. Как раньше, когда мы были тинейджерами, нас везде сопровождала музыка. У всех был какой-то кассетный CD, потом MP3-плейер, мы закачивали какие-то песни. Когда я ездил из Житомира в Киев, то брал с собой любимые кассеты и слушал их всю дорогу, полтора часа. А сегодня люди смотрят видео в интернете, потому что у каждого появился компьютер с выходом в такую огромную библиотеку роликов. Это стало частью нашей культуры. Во что такое увлечение выльется – я не знаю. Может, в видео подлиннее, а, может, покороче. Может быть, в 3D-ролики, в виртуальную реальность. Не знаю. Сегодняшние дети буквально вырастают со смартфонами в руках.
Такой безграничный доступ к библиотеке видео не обесценивает качество роликов?
Обесценивает, конечно. Но он и повышает конкуренцию на рынке, повышает уровень креативности. Потому что всем хочется чем-нибудь выделиться. Во всех интервью, когда меня спрашивали, какие клипы тебе нравятся, я отвечал – клипы из 1990-х. Потому что их делали серьезные пацаны. Марк Романенк, Антон Корбейн – чтобы выделиться, во главу угла они ставили качество и художественную составляющую ролика, некий арт, свой почерк. А сегодня триггеры у роликов другие: чем они смешнее и глупее, тем выше шанс, что клип захочется репостнуть и показать другим. Покажи другим – сетевой маркетинг в сфере видео. Покажи другим, и заработаешь бонусный просмотр.
На какие триггеры давишь ты? В чем заключается твой авторский почерк? Я к тому, что твои видео стабильно собирают десятки миллионов просмотров. В чем секрет?
Я сам не знаю, как это происходит. Я к каждому проекту подхожу индивидуально. Сейчас вышел клип Насти Каменских – для латино-американского рынка – и это такая поп-артовая, очень яркая и гламурная работа. И одновременно вышел хрестоматийный черно-белый клип Лолиты. В каждую работу я добавляю какой-то персональный ингредиент, рассчитанный на конкретную аудиторию. Но пишу все это, конечно, своим почерком. Просто выходит разный текст.
То есть к тебе приходит Лолита, приносит песню, и в голове рождается сценарий?
Наверное, да.
Автоматически рассчитанный на ее аудиторию? Ты можешь снять что-то совсем не характерное для музыканта?
Конечно, могу. Главное, чтобы я так это прочувствовал и понял. Когда я слушаю песню, то в первую очередь думаю о том, как воспринимаю материал, как вижу его. Затем, если он перечит моему видению или тому жанру музыки, который я понимаю, отказываюсь.
Часто отказываешься?
Бывает. Когда не понимаю, как сделать хорошее видео. Либо я должен понимать, что, как профессионал, имея определенные навыки, смогу снять клип и заработать на этом. Если у меня такой мотивации нет, то должны быть другие. И не всегда речь о хорошей песне. Иногда мотивация – это человек. Если мне кто-то симпатичен, я хочу с ним поработать. Хочу, чтобы с помощью моей работы у человека стало больше концертов.