Какой видят Россию зрители по всему миру?

РБКСобытия

Революции и шпионы: как изображают Россию в зарубежных фильмах

Какой видят Россию зрители по всему миру? По просьбе «РБК Стиль» кинокритик Егор Сенников размышляет о том, как менялся (и менялся ли) образ страны в мировом кинематографе.

Егор Сенников

755907496908953.jpg

Чернокожий граф Ростов, веселый император Петр, ручной медведь, отрубленные головы врагов, памятник Петру Великому верхом на медведе и галлюциногенные грибы — эти детали привлекли внимание многих зрителей нового сериала «Великая». Он вышел на Hulu и посвящен российской императрице Екатерине II — ее играет Эль Фаннинг. И хотя сериал ни в коей мере не претендует на документальность, — его сильная сторона именно в гипертрофированной китчевости, — он в очередной раз заставляет задуматься о том, как Россия выглядела и изображалась в иностранных фильмах. Другой мотив для схожих размышлений можно обнаружить в нашумевшем сериале BBC «Убивая Еву», сюжет которого не раз знакомит зрителя с Москвой (а порой и «Москвой», ведь экранное воплощение города оказывается весьма своеобразным), а также с российской глубинкой, каждый житель которой весьма уверенно говорит по-английски.

Русские сенсации и рождение стереотипов

Первыми русскими сюжетами, которые привлекли внимание зарубежных кинематографистов, были самые скандальные русские события своего времени — история старца Григория Распутина и революция 1917 года. Уже через несколько месяцев после убийства Распутина в прокат вышли картины — британская («Григорий Распутин, черный монах») и американская («Падение Романовых» Герберта Бренона) — посвященные громким событиям. Последняя отдельно примечательна тем, что в ней сыграл самого себя монах Илиодор — протеже Распутина. Публикой история была принята неплохо — нам, впрочем, остается лишь довериться впечатлениям, потому что сам фильм утерян.

755907456207546.jpg
Афиша к фильму «Падение Романовых». © kinopoisk.ru

Революция и Распутин — эти две темы станут одними из наиболее популярных для рассказа о России в западном (прежде всего — голливудском) кинематографе. В начале 1930-х в Германии выходит фильм «Распутин — демон женщин». Заглавного героя играет великий Конрад Фейдт — в его исполнении старец очень похож на Мефистофеля — коварно плетет интриги при дворе, обольщает женщин и умирает под аккомпанемент песни «Ямщик, не гони лошадей».

Однако канон рассказа о Распутине сформировался в картине «Распутин и императрица». Сюжет рассказывает о богатой и славной семье Николая II, одурманенной и захваченной злым монахом Распутиным, который предстает практически мистической фигурой. Тот сообщает императору, что послан Богом ради спасения больного наследника, но на самом деле все, что его интересует — это власть: он примеряет на себя императорский трон и расставляет вокруг царя своих людей. Лишь фрейлина Наташа (ее прообразом была Ирина Юсупова) остается верна царю и содействует убийству Распутина.

755907457251067.jpg
Кадр из фильма «Распутин и императрица». © kinopoisk.ru

После выхода фильма Юсупова подала в суд на MGM, обвинив создателей в распространении клеветы и выиграла дело — с тех пор в голливудских картинах стали предупреждать зрителей о том, что «все имена и события в произведении вымышлены».

Видимо, обаяние образа — империя перед крушением, оказавшаяся во власти мистического старца — оказалось настолько мощным, что эта версия истории с небольшими вариациями будет потом воспроизводиться вновь и вновь: в хорроре британской студии Hammer 1967 года, в итальянских «Ночах Распутина», в «Николае и Александре» и даже в относительно недавнем фильме «Распутин», где бородатого монаха сыграл Жерар Депардье.

Революция и приход к власти большевиков также вдохновляли режиссеров и сценаристов — причем их интересовали не столько сами исторические события, сколько блеск русских аристократов и их крушение; публика обожала такие истории. В британском фильме 1937 года «Рыцарь без доспехов» Марлен Дитрих играет дочь русского генерала, которая после революции арестовывается за аристократическое происхождение, но в итоге спасается — ей помогает английский шпион. В «Последнем приказе» 1928 года великий князь Сергей Александрович в результате революции и Гражданской войны оказывается нищим статистом в Голливуде. В «Мире и плоти» 1932 года русские аристократы бегут в Крым и оттуда рассеиваются по всему миру — согласно легенде, в фильме статистами были настоящие русские эмигранты. «Казаки» 1928 года — это и экранизация знаменитой одноименной повести Толстого, и знакомство американского зрителя с русской экзотикой — декорации, выстроенные специально для съемок особенно потрясали воображение публики. А «Его час» Кинга Видора рассказывает о сложных любовных отношениях русского офицера и прекрасной дамы.

755907458662677.jpg
Кадр из фильма «Рыцарь без доспехов». © imdb

Словом, Россия в первые десятилетия XX века предстает в кино как пространство экзотики и мистицизма, как разрушившаяся империя, в которой жили удивительные чудо-офицеры, волею судеб выброшенные из родной страны.

Война сближает…

Если о России дореволюционной в 1920-1930-е годы было снято немало, то вот о современной режиссерам Советской России фильмов создавалось значительно меньше. Дело было не в закрытости страны или отсутствии информации — напротив, в Москве 1930-х годов побывало множество западных интеллектуалов — актеров и режиссеров, сценаристов и музыкантов, хореографов и писателей. Но голливудские продюсеры не были заинтересованы в выпуске фильмов, которые могли счесть коммунистической пропагандой — особенно после введения в США кодекса Хейса, поставившего кинематограф в довольно жесткие рамки. Кроме того, продюсерам это не было интересно еще и по причине отсутствия рынка проката американских фильмов в СССР.

Пожалуй, самый известный пример обращения к советской теме в 1930-х годах — это комедия «Ниночка», главную роль в котором исполнила Грета Гарбо. Большая часть действия, впрочем, происходит в Париже: туда отправляются три советских комиссара, которые должны продать украшения, принадлежавшие до революции аристократам, но большевики дают слабину. На помощь им из Москвы приезжает большевичка Нина, коммунистические идеалы которой, впрочем, увядают после встречи с прекрасным графом Леоном и знакомства с Парижем. Счастья и любви в Москве ей найти не удалось — в конце концов, Ниночка покидает ее, чтобы воссоединиться с любимым.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Генетики обнаружили полиморфизм тоновости языка Генетики обнаружили полиморфизм тоновости языка

С помощью этого гена можно определить, относится ли язык человека к тоновым

N+1
Кайф и трепет в кондитерском искусстве Кайф и трепет в кондитерском искусстве

Валерия Сидорова — шеф-кондитер ресторана White Rabbit

Bones
Пребывание на МКС странным образом влияет на микробиомы астронавтов Пребывание на МКС странным образом влияет на микробиомы астронавтов

Пребывание на МКС оставляет у космонавтов особый «микробный отпечаток»

Популярная механика
Новый Renault Kaptur для России. Что изменилось? Новый Renault Kaptur для России. Что изменилось?

Обновления медиасистемы по воздуху, более удобная посадка и другие нововведения

РБК
Вспоминая Канны: лучшие наряды кинофестивалей 2006-2016 годов Вспоминая Канны: лучшие наряды кинофестивалей 2006-2016 годов

Лучшие выходы на красные дорожки Каннского кинофестиваля разных лет

Esquire
Хитрая схема: почему бензин в России не дешевеет даже при ценах на нефть, как в 2000-х Хитрая схема: почему бензин в России не дешевеет даже при ценах на нефть, как в 2000-х

Нефтяные котировки рухнули до уровней 2000-х, а цены на бензин не снижаются

Forbes
Ариане: «Сын есть творение» Ариане: «Сын есть творение»

Спор о Троице, поднявшийся в начале IV века, оказался судьбоносным

Weekend
«Мы устали сидеть дома»: вернутся ли сотрудники в офисы после пандемии «Мы устали сидеть дома»: вернутся ли сотрудники в офисы после пандемии

Как будет происходить возвращение сотрудников в офисы

Forbes
Юрий Анненков. Вкус жизни Юрий Анненков. Вкус жизни

Три страсти безраздельно владели Юрием Анненковым

Караван историй
«К северу от 38-й параллели: Как живут в КНДР» «К северу от 38-й параллели: Как живут в КНДР»

Отрывок из книги «К северу от 38-й параллели: Как живут в КНДР» Андрея Ланькова

N+1
10 фильмов о любви втроем 10 фильмов о любви втроем

Десятка выдающихся кинокартин о любовных треугольниках

Esquire
Американская мечта. Две родины Аллы Клюки Американская мечта. Две родины Аллы Клюки

После долгих лет, проведенных в США, актриса вернулась на родину

Cosmopolitan
Космический мусор предложили побороть орбитальными налогами Космический мусор предложили побороть орбитальными налогами

Плата за вывод спутников в космос поможет контролировать космический мусор

N+1
Унесенные Миядзаки. Как прославленный японец показал нам мир глазами ребенка Унесенные Миядзаки. Как прославленный японец показал нам мир глазами ребенка

Отрывок из книги «Студия Ghibli: творчество Хаяо Миядзаки и Исао Такахаты»

Forbes
Mercedes обновил купе и кабриолет E-Class. Все подробности Mercedes обновил купе и кабриолет E-Class. Все подробности

Вслед за седаном и универсалом Е-Класса Mercedes-Benz обновил купе и кабриолет

РБК
Софья Великая: «Всем нужен адреналин. Незабываемая эйфория, которая длится несколько минут» Софья Великая: «Всем нужен адреналин. Незабываемая эйфория, которая длится несколько минут»

Софья Великая о возвращении на Олимпиаду и своем месте в книге рекордов Гиннеса

GQ
Как менялся с годами образ Лады Дэнс — эволюция стиля главного секс-символа 90-х Как менялся с годами образ Лады Дэнс — эволюция стиля главного секс-символа 90-х

Как менялась с годами одна из самых ярких исполнительниц 90-х Лада Дэнс

Cosmopolitan
Пылинка могла сделать MacBook бесполезным: зачем Apple создала клавиатуру-«бабочку» и почему отказалась от неё Пылинка могла сделать MacBook бесполезным: зачем Apple создала клавиатуру-«бабочку» и почему отказалась от неё

«Бабочка» запомнится одним из серьёзных провалов Apple последних лет

VC.RU
Философия дуализмa Философия дуализмa

Британская певица Дуа Липа — о новом альбоме-манифесте и феминизме

Vogue
Почему Google отказался делиться искусственным интеллектом с нефтяниками Почему Google отказался делиться искусственным интеллектом с нефтяниками

Google отказался помогать нефтяникам в разведке и добыче сырья

Forbes
Что умеют люди со сверхспособностями: дар природы Что умеют люди со сверхспособностями: дар природы

Есть среди нас такие, кого природа одарила необычными для человека способностями

Популярная механика
Триллионы рублей выталкивают на биржу: к чему приведет снижение доходности депозитов Триллионы рублей выталкивают на биржу: к чему приведет снижение доходности депозитов

Общий уровень процентных ставок в России демонстрирует заметное снижение

Forbes
Убивают ли двигатель топливные присадки? Убивают ли двигатель топливные присадки?

Каждый день на дороги выезжают миллионы машин

4x4 Club
Львиная доля Львиная доля

Анатолий Цой — о том, каково быть в шкуре Льва

OK!
«Важно проводить время с пользой» «Важно проводить время с пользой»

Интервью с Елизаветой Боярской и фотосессия, снятая на телефон

OK!
«Кем я стану, когда вырасту?» «Кем я стану, когда вырасту?»

Как выглядят птенцы и похожи ли они на своих родителей — птиц?

Наука и жизнь
По сравнению со «сверстниками» Солнце оказалось намного слабее По сравнению со «сверстниками» Солнце оказалось намного слабее

Исследования показывают, что мы не так уж и хорошо знаем нашу собственную звезду

Популярная механика
Бег без вреда себе: главное о концепции максимального потребления кислорода Бег без вреда себе: главное о концепции максимального потребления кислорода

Важный материал для всех любителей бега и фитнеса

Playboy
Дарья Мороз — новая икона стиля и секс-символ российского кино Дарья Мороз — новая икона стиля и секс-символ российского кино

Кто такая Дарья Мороз?

Cosmopolitan
В поисках обретенного времени В поисках обретенного времени

Анна Толстова о том, что изоляция может научить нас смотреть видеоарт

Weekend
Открыть в приложении