Какой видят Россию зрители по всему миру?

РБКСобытия

Революции и шпионы: как изображают Россию в зарубежных фильмах

Какой видят Россию зрители по всему миру? По просьбе «РБК Стиль» кинокритик Егор Сенников размышляет о том, как менялся (и менялся ли) образ страны в мировом кинематографе.

Егор Сенников

755907496908953.jpg

Чернокожий граф Ростов, веселый император Петр, ручной медведь, отрубленные головы врагов, памятник Петру Великому верхом на медведе и галлюциногенные грибы — эти детали привлекли внимание многих зрителей нового сериала «Великая». Он вышел на Hulu и посвящен российской императрице Екатерине II — ее играет Эль Фаннинг. И хотя сериал ни в коей мере не претендует на документальность, — его сильная сторона именно в гипертрофированной китчевости, — он в очередной раз заставляет задуматься о том, как Россия выглядела и изображалась в иностранных фильмах. Другой мотив для схожих размышлений можно обнаружить в нашумевшем сериале BBC «Убивая Еву», сюжет которого не раз знакомит зрителя с Москвой (а порой и «Москвой», ведь экранное воплощение города оказывается весьма своеобразным), а также с российской глубинкой, каждый житель которой весьма уверенно говорит по-английски.

Русские сенсации и рождение стереотипов

Первыми русскими сюжетами, которые привлекли внимание зарубежных кинематографистов, были самые скандальные русские события своего времени — история старца Григория Распутина и революция 1917 года. Уже через несколько месяцев после убийства Распутина в прокат вышли картины — британская («Григорий Распутин, черный монах») и американская («Падение Романовых» Герберта Бренона) — посвященные громким событиям. Последняя отдельно примечательна тем, что в ней сыграл самого себя монах Илиодор — протеже Распутина. Публикой история была принята неплохо — нам, впрочем, остается лишь довериться впечатлениям, потому что сам фильм утерян.

755907456207546.jpg
Афиша к фильму «Падение Романовых». © kinopoisk.ru

Революция и Распутин — эти две темы станут одними из наиболее популярных для рассказа о России в западном (прежде всего — голливудском) кинематографе. В начале 1930-х в Германии выходит фильм «Распутин — демон женщин». Заглавного героя играет великий Конрад Фейдт — в его исполнении старец очень похож на Мефистофеля — коварно плетет интриги при дворе, обольщает женщин и умирает под аккомпанемент песни «Ямщик, не гони лошадей».

Однако канон рассказа о Распутине сформировался в картине «Распутин и императрица». Сюжет рассказывает о богатой и славной семье Николая II, одурманенной и захваченной злым монахом Распутиным, который предстает практически мистической фигурой. Тот сообщает императору, что послан Богом ради спасения больного наследника, но на самом деле все, что его интересует — это власть: он примеряет на себя императорский трон и расставляет вокруг царя своих людей. Лишь фрейлина Наташа (ее прообразом была Ирина Юсупова) остается верна царю и содействует убийству Распутина.

755907457251067.jpg
Кадр из фильма «Распутин и императрица». © kinopoisk.ru

После выхода фильма Юсупова подала в суд на MGM, обвинив создателей в распространении клеветы и выиграла дело — с тех пор в голливудских картинах стали предупреждать зрителей о том, что «все имена и события в произведении вымышлены».

Видимо, обаяние образа — империя перед крушением, оказавшаяся во власти мистического старца — оказалось настолько мощным, что эта версия истории с небольшими вариациями будет потом воспроизводиться вновь и вновь: в хорроре британской студии Hammer 1967 года, в итальянских «Ночах Распутина», в «Николае и Александре» и даже в относительно недавнем фильме «Распутин», где бородатого монаха сыграл Жерар Депардье.

Революция и приход к власти большевиков также вдохновляли режиссеров и сценаристов — причем их интересовали не столько сами исторические события, сколько блеск русских аристократов и их крушение; публика обожала такие истории. В британском фильме 1937 года «Рыцарь без доспехов» Марлен Дитрих играет дочь русского генерала, которая после революции арестовывается за аристократическое происхождение, но в итоге спасается — ей помогает английский шпион. В «Последнем приказе» 1928 года великий князь Сергей Александрович в результате революции и Гражданской войны оказывается нищим статистом в Голливуде. В «Мире и плоти» 1932 года русские аристократы бегут в Крым и оттуда рассеиваются по всему миру — согласно легенде, в фильме статистами были настоящие русские эмигранты. «Казаки» 1928 года — это и экранизация знаменитой одноименной повести Толстого, и знакомство американского зрителя с русской экзотикой — декорации, выстроенные специально для съемок особенно потрясали воображение публики. А «Его час» Кинга Видора рассказывает о сложных любовных отношениях русского офицера и прекрасной дамы.

755907458662677.jpg
Кадр из фильма «Рыцарь без доспехов». © imdb

Словом, Россия в первые десятилетия XX века предстает в кино как пространство экзотики и мистицизма, как разрушившаяся империя, в которой жили удивительные чудо-офицеры, волею судеб выброшенные из родной страны.

Война сближает…

Если о России дореволюционной в 1920-1930-е годы было снято немало, то вот о современной режиссерам Советской России фильмов создавалось значительно меньше. Дело было не в закрытости страны или отсутствии информации — напротив, в Москве 1930-х годов побывало множество западных интеллектуалов — актеров и режиссеров, сценаристов и музыкантов, хореографов и писателей. Но голливудские продюсеры не были заинтересованы в выпуске фильмов, которые могли счесть коммунистической пропагандой — особенно после введения в США кодекса Хейса, поставившего кинематограф в довольно жесткие рамки. Кроме того, продюсерам это не было интересно еще и по причине отсутствия рынка проката американских фильмов в СССР.

Пожалуй, самый известный пример обращения к советской теме в 1930-х годах — это комедия «Ниночка», главную роль в котором исполнила Грета Гарбо. Большая часть действия, впрочем, происходит в Париже: туда отправляются три советских комиссара, которые должны продать украшения, принадлежавшие до революции аристократам, но большевики дают слабину. На помощь им из Москвы приезжает большевичка Нина, коммунистические идеалы которой, впрочем, увядают после встречи с прекрасным графом Леоном и знакомства с Парижем. Счастья и любви в Москве ей найти не удалось — в конце концов, Ниночка покидает ее, чтобы воссоединиться с любимым.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рецепт счастья по-фински Рецепт счастья по-фински

В чем секрет финнов и какие факторы повышают удовлетворенность жизнью?

Psychologies
Это семейное: братья и сёстры, ставшие знаменитыми Это семейное: братья и сёстры, ставшие знаменитыми

Какие братья и сёстры смогли добиться популярности в российском кино

Cosmopolitan
Разговор с онкологом: правила продуктивного диалога Разговор с онкологом: правила продуктивного диалога

Самое главное в лечении тяжелого заболевания — найти общий язык со специалистом

Psychologies
«Он ударил меня кулаком в живот»: Паршута и другие жертвы насилия среди звезд «Он ударил меня кулаком в живот»: Паршута и другие жертвы насилия среди звезд

Звезды, которые нашли в себе силы выйти из абьюзивных отношений

Cosmopolitan
Дуа Липа: «Надо мной смеялись. И вскоре я возненавидела все, чем занимаюсь» Дуа Липа: «Надо мной смеялись. И вскоре я возненавидела все, чем занимаюсь»

Интервью с Дуа Липой – самой неуклюжей танцовщицей в истории шоу-бизнеса

GQ
Ревнует девушка? 4 способа исправить ситуацию и зажить в гармонии Ревнует девушка? 4 способа исправить ситуацию и зажить в гармонии

Что делать, если твоя девушка постоянно ревнует тебя?

Playboy
В мире до сих пор добывают больше нефти, чем нужно. Почему? В мире до сих пор добывают больше нефти, чем нужно. Почему?

Во времена пандемии черное золото оказалась просто никому не нужно

GQ
Вспоминая Канны: лучшие наряды кинофестивалей 2006-2016 годов Вспоминая Канны: лучшие наряды кинофестивалей 2006-2016 годов

Лучшие выходы на красные дорожки Каннского кинофестиваля разных лет

Esquire
Тревожности — бой! Победи ее, пока она не съела тебя: гид по выходу из стресса Тревожности — бой! Победи ее, пока она не съела тебя: гид по выходу из стресса

Как самое частое психическое расстройство XXI века управляет нами

Cosmopolitan
6 причин, почему ты несчастлив на своей работе (и что с этим делать) 6 причин, почему ты несчастлив на своей работе (и что с этим делать)

Какие причины могут вызвать неудовлетворение своей работой и что с этим делать?

Playboy
Ёлка, Юлия Хлынина, Владимир Яглыч, Алёна Бабенко и другие артисты прочитали рассказы Михаила Зощенко Ёлка, Юлия Хлынина, Владимир Яглыч, Алёна Бабенко и другие артисты прочитали рассказы Михаила Зощенко

Рассказ Михаила Зощенко в онлайн-проекте «Читай дома»

OK!
«Под покровом рясы и обители» «Под покровом рясы и обители»

Один из самых выдающихся процессов первой эпохи нового, пореформенного суда

Дилетант
Наследие Ким Чен Ына: за что диктатора любят в Северной Корее Наследие Ким Чен Ына: за что диктатора любят в Северной Корее

Почему у северокорейского диктатора есть все шансы встретить спокойную старость

РБК
Встречайте топ-10 отраслей, в которых заняты наиболее успешные люди Встречайте топ-10 отраслей, в которых заняты наиболее успешные люди

Можешь выбирать любую из этих отраслей — успех тебе почти обеспечен

Playboy
Режиссер и художник Александр Адабашьян — о том, чем на самом деле должен заниматься на съемках фильма художник-постановщик Режиссер и художник Александр Адабашьян — о том, чем на самом деле должен заниматься на съемках фильма художник-постановщик

Александр Адабашьян рассказывает о тонкостях кинопроизводства

Esquire
Сели на шею Сели на шею

Как сохранить молодость шеи и убрать некрасивую «холку» и возрастные «кольца»

Лиза
Глицерин из электронных сигарет спровоцировал рост биопленок во рту Глицерин из электронных сигарет спровоцировал рост биопленок во рту

Биопленки от электронных сигарет вызывают воспалительные заболевания полости рта

N+1
«Непонятно, как такое кино продавать зрителю». Режиссер «Папа, сдохни» о провале на родине и  успехе на Западе «Непонятно, как такое кино продавать зрителю». Режиссер «Папа, сдохни» о провале на родине и  успехе на Западе

Кирилл Соколов рассуждает, как находить деньги и зарабатывать на авторском кино

Forbes
Почему я просыпаюсь ночью и не могу уснуть? 10 ответов на твой вопрос Почему я просыпаюсь ночью и не могу уснуть? 10 ответов на твой вопрос

У тебя часто бывает, что ты резко просыпаешься среди ночи?

Playboy
Юрий Анненков. Вкус жизни Юрий Анненков. Вкус жизни

Три страсти безраздельно владели Юрием Анненковым

Караван историй
«Я обалдел от масштаба «трагедии»»: стилист Киркорова пришел в шок от его одежды «Я обалдел от масштаба «трагедии»»: стилист Киркорова пришел в шок от его одежды

Стилист Филиппа Киркорова рассказал о первом рабочем дне у артиста

Cosmopolitan
Своими руками: 10 эффективных скрабов, которые ты можешь сделать сама Своими руками: 10 эффективных скрабов, которые ты можешь сделать сама

Экологичные, экономичные и эффективные домашние маски

Cosmopolitan
«Мы сняли поезд с рельсов и отправили его в тупик»: о чем Баффет рассказал акционерам «Мы сняли поезд с рельсов и отправили его в тупик»: о чем Баффет рассказал акционерам

Инвестор Уоррен Баффет впервые провел онлайн собрание акционеров

Forbes
Почему объявленные в России нерабочие дни требуют от компаний платить больше, чем раньше Почему объявленные в России нерабочие дни требуют от компаний платить больше, чем раньше

В трудовом праве явочным порядком появилось новое понятие — «нерабочие дни»

Forbes
Антивирус: жизнь после карантина Антивирус: жизнь после карантина

Как привыкнуть к новым реалиям и сохранить психическое здоровье

Cosmopolitan
Полезно ли молоко? Полезно ли молоко?

В детстве нас убеждали, что молоко необходимо для здоровья

Psychologies
Клинт Иствуд: «Возьмитесь наконец за дело! Надерите кое-кому задницу» Клинт Иствуд: «Возьмитесь наконец за дело! Надерите кое-кому задницу»

Клинт Иствуд о правилах воспитания и ссыкливом поколении

Esquire
Разбираем костюмы Тони Монтаны в фильме «Лицо со шрамом» Разбираем костюмы Тони Монтаны в фильме «Лицо со шрамом»

Портной студии Paramount точно знал, как выглядят беспощадные мафиози

GQ
Как на самом деле охотились хищные динозавры Как на самом деле охотились хищные динозавры

Небольшие хищные динозавры, вопреки мнению Голливуда, не охотились единой стаей

Популярная механика
Голос жертвы: вышел фильм об Анастасии Ещенко, убитой историком Соколовым Голос жертвы: вышел фильм об Анастасии Ещенко, убитой историком Соколовым

Документальный фильм, который показывает трагедию Ещенко именно так, как надо

Cosmopolitan
Открыть в приложении