«Разные инструменты давления на жертву»: чем отличается буллинг у детей и взрослых
Травля в детских и взрослых коллективах проходит по-разному. Анастасия Лазибная, основательница портала «Баба-Деда» и HR-проекта «Компании для всех возрастов», и Ольга Журавская, соучредительница АНО БО «Журавлик», основательница проекта «Травли.net», провели исследование на эту тему и рассказывают о его результатах
Тема взрослого буллинга по-прежнему остается табуированной. При этом в российских школах с травлей наконец начали бороться — и опыт школ может помочь представителям HR-служб начать разговор на непростую тему в собственной организации.
Зачастую родители тех детей, которые уже становились жертвами или свидетелями травли в школе (на самом деле свидетелей тоже можно считать жертвами — просто их травма, как правило, менее ярко-выраженная), более открыты информации о травле и во взрослой среде. Они понимают важность профилактической работы и поддерживают ее.
Природа буллинга всегда одна. Различаются формы, которые он принимает во взрослой и в детской среде, — кроме того, взрослые и юные агрессоры, как правило, используют разные инструменты давления на жертву. У детской травли обычно одна доминирующая причина — стремление самоутвердиться. У взрослой спектр причин может быть куда шире: от желания противостоять организационным изменениям или заполучить как можно больше материальных благ до пресловутого стремления «разделять и властвовать».
Благодаря доступным, хотя по-прежнему немногочисленным, исследованиям, проведенным в последние несколько лет, есть возможность сравнить 7 ключевых показателей, характерных для детской и для взрослой травли. Увидеть общие паттерны, а также различия, которые важно учитывать при формировании специальных антибуллинговых программ и подходов для компаний и отдельных сотрудников.
1. Распространенность травли
Буллинг одинаково сильно распространен как среди взрослых, так и среди детей. Причем вероятность столкнуться с ним во взрослом возрасте (68%) даже выше, чем в детском (52%).
При этом на поведение подростков может влиять физиологическое взросление, и интенсивность школьной травли, как и степень вовлеченности в нее, часто варьируется от одной возрастной группы к другой. Так, к примеру, пик травли приходится на 6-8 классы, ее частота заметно снижается в старших классах. Связано это с тем, что подростки находят себе друзей по интересам, в их жизни появляется все больше внешкольных занятий, позволяющих социализироваться. А вот травля сексуализированного характера, по понятным причинам, начинается с 8-9 классов, тогда как травля по национальным признакам «переходит» из одной возрастной