Разговор с людьми о ценах: может ли Центробанк управлять инфляционными ожиданиями
«Индекс потребительских цен», используемый Банком России для таргетирования инфляции, так и не превратился в понятный всем стандарт, и обнародуемые цифры не вызывают доверия у населения. Как Центробанку добиться взаимопонимания с обществом?
Банк России на своем сайте говорит, что его цель — это «инфляция вблизи 4%». Недавно вышли данные по опережающему индексу PMI обрабатывающих отраслей за сентябрь, и они очень слабые — ниже 47 из 100, самый низкий уровень с 2009 года. Вероятно, этот сигнал замедления деловой активности — шанс на то, что инфляция будет снижаться. Удержать ее «вблизи» 4% реалистично, однако интересно, какое отклонение следует считать соответствующим расплывчатому описанию «вблизи», и будет ли понятна даже достаточно разбирающемуся человеку такая словесная конструкция.
Возможно, Банку России нужно перейти на какой-то другой индикатор изменения цен? Например, ФРС, которая в 2012 году решила окончательно объявить о цели по инфляции в 2%, использует для этого так называемый индекс PCE — «персональных потребительских расходов». При этом ФРС старается смотреть на субиндекс PCE: из него исключены расходы на еду и энергию, стоимость которых наиболее волатильна. В России эти расходы также подвержены большой изменчивости: российская дефляция некоторых месяцев 2019 года определялась в большой степени более ранним урожаем и ценами на продовольственные товары, но она мало связана с трендами общего уровня цен.
А вот недавняя новость про инфляционные ожидания: они снизились параллельно инфляции, на этот раз до 8,9%. Это значительно выше ожидаемых 4%. Такое отклонение объясняется тем, что людей больше всего волнует увеличение стоимости одежды, обуви и детских товаров. При этом население почти игнорирует отсутствие роста цен на услуги или их снижение на часть продовольственных товаров. Для большинства участников опроса рапортуемая Росстатом инфляция — нечто далекое, неточное и непонятное. Потребуется время, чтобы все привыкли к правильности методологии подсчета.