Рассказать о старости
Нужно ли рассказывать детям и подросткам об этом периоде жизни, и если нужно, то о чем именно.
Пришло письмо от Валентины из Рязани, и в нем интересный вопрос.
«… Люди разного возраста общаются между собой — и дома, и на работе, и вообще везде. Плюс в течение жизни каждый отдельный человек проходит через разные периоды. У каждого возраста есть свои задачи и особенности. Мне кажется, что детям и подросткам полезно было бы заранее узнать про другие возраста, может быть, даже полезнее, чем про котангенсы и логарифмы, ведь в детстве все схватывается и запоминается легко и надежно. Это пригодится сразу и для улучшения взаимопонимания между поколениями, и для уменьшения конфликтов в семье, и в дальнейшем для комфорта проживания своей собственной жизни… Мне кажется, что, в отличие от прошлых эпох, прямого наблюдения за людьми разных возрастов сегодня может оказаться недостаточно, ведь сейчас чаще всего люди старших поколений живут отдельно от детей, внуков и правнуков… Меня вот внучка недавно спросила: ”Бабушка, а как это — быть старой? И зачем люди старыми становятся?”… Хочу вас спросить: как вы считаете, что сейчас, сегодняшним детям и подросткам, нужно рассказывать про старость? Какая она, к чему надо быть готовым и как ее следует проживать... Или, может быть, не нужно говорить о старости совсем ничего, и не нужно никак ее заранее осмыслять — пусть для каждого она окажется сюрпризом?»
Сначала, сразу после прочтения письма Валентины, мне показалось, что я, возрастной психолог, конечно же, знаю ответ и он буквально висит у меня «на кончике языка».
«Ну конечно же, говорить и рассказывать надо, — подумала я. — Просвещение — это наше все. Старость — важный период жизни человека, и о ней, разумеется, нужно заранее рассказать, что она… а что она, собственно?»
И вот тут-то я и поняла, что все совсем не так просто и никакого готового ответа для Валентины у меня нет.
Потом я подумала, что точнее сформулировать мне поможет осознание того, как все это эволюционировало в истории человеческой цивилизации.
Что было в самом начале, когда у наших первобытных предков были в дефиците абсолютно все ресурсы? Там лучшее, что мог сделать состарившийся член племени, который уже не мог охотиться или быть полезным иным способом, — это пойти и умереть, избавив от нагрузки своего содержания родных и племя в целом. И что там сообщали о старости детям, предельно понятно: когда состарился и не можешь больше приносить пользу работой на общее благо — пойди и умри. В аллегорической форме об этом этапе жизни человечества рассказывается в японском фильме «Легенда о Нараяне». Там пожилая женщина пытается выполнить заложенную традициями программу самоубийства даже вопреки некоторым объективным и уникальным личным обстоятельствам.
На следующем этапе развития человечества ресурсов и информации стало побольше и у стариков появилась новая важная функция: они сами стали знатоками и носителями традиций, а также источником и средством передачи из поколения в поколение все усложняющегося опыта человеческих сообществ.
Что сообщалось про старость детям и взрослеющим молодым людям в это время?
«Копи знания и опыт. Пытайся понять как все устроено и работает, или хотя бы просто поточнее запоминай. Чем больше накопишь, тем лучше. Когда состаришься, будешь отдавать и рассказывать идущим вслед за тобой. За это тебя будут кормить и, если будешь делать это хорошо, оказывать всяческое уважение».